28 окт. 2009 г.

Основы астрономии: Введение, часть 2

В прошлый раз мы остановились на Местной Группе галактик. Она состоит из:
  • нашей с вами
    Галактики, Млечного Пути, со спутниками (рядом с крупными галактиками зачастую есть несколько маленьких галактик-спутников)
  • группы Андромеды, в которую входят Галактика Андромеды и её спутники
  • группы Треугольника (галактика Треугольник, соответственно)
  • прочие галактики

27 окт. 2009 г.

ВКонтакте и Одноклассники заблокированы в школах

В догонку к записи об интернете по записи

Доступ к ресурсам "Одноклассники" и "ВКонтакте" заблокирован в 50 тысячах российских школ, сообщает Infox.ru со ссылкой на информацию Центра анализа интернет-ресурсов (ЦАИР). Школьники остались не только без социальных сетей, но и без блогосферы - доступ к популярному блогхостингу Livejournal.com частично ограничен. Ресурсы были закрыты для школ по решению экспертов Министерства образования и науки, так как не являются полезными в процессе образования. Напомним, что в других странах об этом догадались на несколько лет раньше. Ограничение доступа в России произвели с помощью ПО, входящего в пакет "Первая помощь 1.0" - это ПО, напомним, поставлялось во все школы в рамках нацпроекта "Образование". Пакет "Первая помощь 1.0" внедрял в сферу образования ЦАИР - и именно к ним поступали просьбы от преподавателей о блокировке социальных сетей. Педагоги считают, что ресурсы вроде "Одноклассников" и "В Контакте" не могут положительно влиять на процесс обучения. "Социальная сеть "В Контакте" совершенно не тот ресурс интернета, который необходим для образования. Ресурс "В Контакте" не полезен школьникам в учебном процессе, мало того, так еще и содержится порнография. Конечно, мы ограничили доступ к нему из школ Татарстана", - цитирует Infox.ru заявление сотрудника отдела информатизации министерства образования Татарии. Напомним, социальную сеть "В Контакте" многие считают не то что "неполезной для учебы", но и вообще опасной. Ещё в прошлом году ресурс начали обвинять в распространении порнографии, а летом 2009 года - объявили одним из главных распространителей детского порно. Правда, этот грех был замечен и за другими крупными порталами Рунета, но их в список "нежелательных" школы пока не добавили.


via uinC

25 окт. 2009 г.

Изучение формальной логики в школе


Одним из интересных и полезных, на мой взгляд, предметов, который, к сожалению, сейчас мало освещается в школе, является формальная логика. Я включаю его в программу обучения информатики и информационных технологий  8-9 классов, как один из наиболее важных разделов в этом предмете. Почему?

22 окт. 2009 г.

Общий доступ к файлам и совместная работа

Иногда встаёт задача коллективной работы нескольких людей над одним документом. Существует ряд сервисов, облегчающих подобную задачу. Отмечу те, которые лично мне показались достаточно удобным инструментом.
  • dropbox
  • Google Docs
  • iWork.com
Под катом - расширенное описание каждого из сервисов

19 окт. 2009 г.

Интернет по записи

Замечательную "разнарядку" прислали нам в школу. Оказывается, ученик до выхода в Интернет обязан расписаться в амбарной книге (у администратора локальной сети) о том, когда он выйдет в Интернет, на сколько (зачем и почему). Интересно, не потребуется ли скоро перед включением компьютера подписывать разрешение?

18 окт. 2009 г.

Основы астрономии: Введение


Астрономия - одна из самых загадочных и интересных наук. Несмотря на то, что в школах сейчас на астрономию в лучшем случае уделяется несколько уроков, интерес у людей к ней есть. Поэтому начиная с этого сообщения, я начну цикл постов об основах этой науки и интересных вопросах, встречающихся при её изучении.

Краткая история астрономии

Поднимая голову и смотря наверх, в небо, древний человек, наверное, не раз задумывался о том, что за неподвижные "светлячки"  располагаются на небе. Наблюдая за ними, люди связали некоторые природные явления (например, смену сезонов года) с явлениями небесными, и приписали последним волшебные свойства. Например, в Древнем Египте разлив Нила совпадал по времени с появлением на небе ярчайшей звезды Сириус (или Сотис, как его называли египтяне). В связи с этим они изобрели календарь - "сотический" год - это промежуток между двумя восхождениями (появлениями на небе) Сириуса.  Год разделили для удобства на 12 месяцев, по 30 дней в каждом. Оставшиеся 5 дней (в году 365 дней, соответственно, 12 месяцев по 30 дней - это 360, остаётся 5 "лишних" дней) объявляли праздниками.

Почему мужчинам не доверяют вести колонки вопросов и ответов

Трое ведущих в студии развлекают невыспавшихся спешащих на работу слушателей байками, рассказами о событиях за прошедший день, новостями, музыкой и проч. Вот один из ведущих спрашивает:

  • А знаете, почему мужчинам не доверяют вести газетные колонки вопросов и ответов
  • Остальные: нет, а почему?
  • Ну тогда слушайте внимательно. Это реальный вопрос и ответ, опубликованный в одной из американских газет около 10 лет назад. 

Колонку вопросов и ответов там вел некий Майкл, которому однажды пришло следующее письмо:

14 окт. 2009 г.

Арифметичка - новый стартап


Нашёл замечательный сервис для "разминки" мозгов - Арифметичка. Суть сервиса весьма проста - Вам даётся 60 секунд для того, чтобы написать ответы на простейшие арифметические выражения. Например, 5*8-23. Ответ вводится числом, подтверждение - кнопка Enter (return). Сверху от выражения указывается время, которое осталось. Начиная с последних 10 секунд оно становится красным.

В конце суммируются правильные и неправильные ответы. Лучшие результаты (за исключением самых "топовых", которые уже взломали =( ) публикуются в таблице лидеров.

На момент, когда я проходил первый раз, максимальный результат составлял 30 (примерно за 2 секунды выдавался правильный ответ).

Первый результат - не утешил. 14 правильных, 3 неправильных. Второй - уже лучше - 21 правильный и 1 неправильный. Дальше, видимо, на сайте сказался Хабраэффект, так как новые выражения стали появляться с серьёзным запозданием.

Вердикт - идея и реализация весьма неплохи. Для себя я нашёл место, где можно с утра "поразмять" мозги.

9 окт. 2009 г.

Опасные астероиды

В СМИ широко муссируется тема 2012 года и, в частности, возможных столкновений с Землёй астероидов. На протяжении истории не раз как крупные, так и не очень, небесные тела сталкивались с нашей планетой (и не только нашей, кстати). По одной из существующих теорий астероид диаметром порядка километра, врезавшийся в Землю, завершил эру динозавров. В 20 веке было три более или менее крупных случая - астероид, упавший в бассейн реки Амазонки, сихотэ-алинский метеорит и, конечно, тунгусский метеорит. Все эти объекты (если они были именно астероидами, а не, например, остатками кометы) были небольшого диаметра - 30-50 метров и практически полностью сгорели в атмосфере. В 2002 году астероид 2002 MN пролетел на расстоянии 75000 километров от Земли (примерно в 5 раз ближе, чем Луна). Что же ждёт нас в будущем?

NASA готовит зонд к столкновению с Луной

NASA планирует разбить свой космический зонд о лунную поверхность: ракета Centaur врежется в Луну и поднимет в небо столб лунного грунта. Через 4 минуты в него влетит космический аппарат LCROSS, который проведет прямую трансляцию с места событий.


7 окт. 2009 г.

Школьное образование: цветовая дифференцация штанов


"С годами ученики всё глупее и глупее". Фраза, казалось бы, избитая. С ней соглашаются старшие ("а вот в наше время..."), с ней категорически несогласны младшие. Что и как на самом деле?

Во-первых, в среднем, действительно уровень эрудированности и начитанности, если так можно "обозвать" школьную программу, падает. Это заметно даже на двух "соседних" по времени классах.

Во-вторых, вместе с уровнем знаний падает и дисциплина. Если в группе превалирует большинство более или менее разумных, скорость восприятия и передачи информации увеличивается в разы, и за обычный школьный урок можно пройти в несколько раз больше.

В-третьих, уровень "зомбированности" также увеличивается. На самом своём первом уроке, когда мы проходим информационное общество, среди минусов я всегда отмечаю "зомбоящик" - влияние средств массовой информации, поп-культуры на население. Сейчас основным подобным "зомбоящиком" стало ВКонтакте.

Кто виноват и что делать?


5 окт. 2009 г.

Полезные мелочи symfony forms

Здравствуйте.

Ещё четыре года, работая в одной из студий по разработке сайтов, меня напрягало построение и обработка форм, встречающихся практически в каждом проекте. Основная часть форм, которые мы тогда делали, — это формы добавления и редактирования записей в базе данных. В случае, когда таблицы содержали несколько столбцов, это ещё можно было вынести. Но при увеличении элементов вставало несколько проблем:
  • похожий html-код, получающийся методом copy-paste
  • идентичная валидация полей
  • сложность поддержки (масштабирования, изменения дизайна)
Простейшая идея, которая мне пришла тогда в голову, заключалась в автоматизации построения форм через получение информации о них из базы данных. Впоследствии, познав дао framework'ов, меня заинтересовали подобные возможности в существующих проектах. Начав изучение framework'а symfony, через некоторое время я с удовольствием узнал о symfony form framework, вышедшем вместе версией 1.1.

Данная статья посвящена нескольким нескольким полезным мелочам: декораторам форм, проверкой на уникальность и убиранию ненужных полей