29 авг. 2011 г.

Видеолекции в образовании


Мир меняется... С такой фразы начинается кинофильм "Властелин колец", и это высказывание относится ко всем сферам жизнедеятельности человека. Где-то больше, где-то меньше, но изменения идут, и мы не в силах их остановить, только подстроиться. Система образования в большинстве развитых стран является весьма консервативной. Несмотря на то, что на дворе уже XXI век, наш подход к обучению нового поколения базируется на методах и представлениях XX века. Классическое образование и в России, и в Америке, и в Европе представляет собой набор последовательных ступеней, начиная от начальной (и подготовительной) и заканчивая высшей (или пост–высшим). За прошедшие уже 10 веков система не поменялась: есть живой лектор, рассказывающий материал, есть студенты, записывающие материал, имеется дискуссия и контрольные точки. Это — устоявшаяся традиционная схема, по которой обучалось множество поколений европейцев.

Однако, как уже было замечено выше, мир изменился, и этому прежде всего поспособствовала информационная революция XX века. Возможность быстрого и лёгкого доступа к огромным "залежам" информации для практически каждого человека изменило спектр возможностей. Отошли на задний план традиционные учебники, предоставив пальму первенства электронным энциклопедиям, базам статей, форумам. Если раньше, чтобы получить ответ на заданный вопрос, нужно было искать специалиста и/или соответствующую литературу, потратив на поиски не один день, то есть достаточно открыть Google. Несомненно, у такого подхода есть и свои недостатки, о них можно рассуждать, спорить, изменять, но факт остаётся фактом — старые методы уже не работают. Чтобы понять это, достаточно поговорить со средним выпускником школы, который вполне может читать по слогам или не уметь складывать дроби. Но если старые методы неэффективны, то что может прийти взамен?

Один из вариантов ответа на этот вопрос был дан Садманом Ханом, выпускником Гарварда, создавшем одноимённую "Академию Хана". Формат занятий, который использует организация, — видеолекции. Начиная с простых Youtube–роликов для объяснения своим родственникам основ математики, проект вырос до нескольких тысяч микроуроков по различным дисциплинам, доступных для каждого подключённого к сети Интернет человека. При таком подходе есть множество преимуществ перед классическим методом:

  • Возможность прослушать урок ещё раз, для повторения или уточнения.
  • Возможность узнать, что было на уроке, который человек по какой-то причине пропустил.
  • Возможность идти дальше, не ориентируясь на "среднюю температуру по больнице".
  • Возможность выбирать любой набор предметов.
  • Возможность подготовиться к лекции заранее.
  • Возможность прослушать лекции лучших представителей по теме дискуссии.
Представим себе на секунду, что по каждому школьному предмету на Youtube или в другом месте уже есть набор видеолекций по всему курсу. Притом не просто лекций, а лекций лучших из лучших. Это даёт каждому ученику равные возможности, которые не зависят от учителя, школы, родителей или даже государства. Например, лекции лучших историков, ведь как известно, историю пишут историки (притом победившей стороны). Или лекции лучших преподавателей по астрономии, которая сейчас исключена из базовой школьной программы.

Подготовить такой набор лекций для, например, государства — задача нескольких лет. Самое главное, что сделать это сейчас не составляет особого труда, достаточно лишь иметь фотоаппарат с записью видео, микрофон, проектор для презентации / доску и немного времени для обработки видео. Притом достаточно записывать только новые уроки, не тратя время и ресурсы на повторение (сугубо по опыту — новый материал составляет не более 50-60% от всего времени). Это будет действительно прорыв в образовании (или, как бы сказал сейчас, — модернизация и инновация).

Однако ждать такого от государства пока что не приходится, поэтому будем обходиться своими силами. С этого года я попробую в качестве эксперимента в двух параллелях записывать лекции по информатике (хотя бы частично) и выкладывать их в общий доступ. Надеюсь, данный эксперимент будет успешным, наблаго даже разрешение администрации я получил. В сентябре появятся первые видеоролики, по которым уже можно будет судить о том, удалась ли затея.

19 авг. 2011 г.

Очередной спутник не вышел на расчётную орбиту

Изображение взято с Википедии
Не прошло и полугода с момента предыдущей неприятности в космической отрасли, связанной с падением спутников ГЛОНАСС, как возникла новая. По сообщениям информагентств:

Новый российский спутник связи "Экспресс-АМ4", запущенный минувшей ночью с космодрома Байконур (ВИДЕО) и потерянный по пути, оказался на нерасчетной орбите.
Как сообщили ИТАР-ТАСС, "один из измерительных пунктов космодрома зафиксировал пятое включение маршевого двигателя разгонного блока "Бриз-М" и отделение космического аппарата". После проведения анализа и расчетов специалисты пришли к выводу, что и блок, и спутник "выведены на нерасчетную орбиту". Разгонный блок уже обнаружены, есть ли в его составе сам спутник, выясняется.
Российские специалисты обратились за помощью к французским коллегам, которые обещали подключить к поиску спутника свой Космический центр в Тулузе, оснащенный мощной современной аппаратурой.
Что меня умиляет в этой ситуации — отсутствие реакции должностных лиц. У нас в стране достаточно астрономов, я бы даже сказал более чем достаточно. Среди них, разумеется, есть весьма хорошие специалисты. Задачи, связанные с выводом на геостационарную орбиту спутника, давно уже решены, как научно-технические, так и прикладные. Я не знаю, как к подобным вещам относится обыватель, но для астрономов запуск таких спутников — вполне штатная ситуация, которая просто обязана проходить в штатном режиме. Здесь, кстати, уместно вспомнить, что запуск астрономических миссий практически в 100% случаях проходит успешно. Видимо, кто-то в Роскосмосе засиделся на своём месте. И я даже знаю, кто.

13 авг. 2011 г.

Черногория — лучше гор могут быть только горы

Наконец-таки вернулся из заслуженного отпуска, проведенённого в Черногории. Весьма приятная во всех отношениях страна (быть может, за исключением сотрудников аэропорта Тивата), отличный климат, замечательная еда (в особенности, размер порций), прекрасные виды из любой точки. К сожалению, не успели осмотреть все достопримечательности за неимением нужного количества времени, но и того, что посмотрели, хватило с лихвой: Будва (старый город), Святой Стефан, Цетини, Котор, Скадарское озеро (самое крупное озеро на Балканах). Конечно, фотографии, особенно, сделанные на iPhone, не могут передать ту атмосферу, но тем не менее, я попробую (осторожно: много фотографий).

Будва, старый город

Будва, старый город