28 февр. 2013 г.

Большие кометы в 2013 году

Комета Хейла-Боппа (источник фото)
Ещё не закончились разговоры о челябинском метеорите, а космос уже готовит нам новые события. В марте 2013 года, возможно, на небе появятся две большие кометы.
Большой называют комету, легко видимую невооружённому наблюдателю.
И на звание большой кометы 2013 года претендуют аж два небесных тела:

• комета C/2012 51 ISON,
  • комета C/2011 L4.

C/2012 S1

Эта комета примечательна тем, что она открыта двумя россиянами. За последнее время в России нет так много астрономических открытий (хотя можно вспомнить комету Еленина, которая была первой открытой за 20 лет русским астрономом кометой). Комета недавняя, открыта в 2012 году. В декабре этого года "хвостатая" пройдёт на расстоянии примерно в 0.4 астрономические единицы (60 млн км) от Земли. Впоследствии она двинется к Марсу и пройдёт на архи-близком расстоянии от него в 0.012 а.е. Прогноз пока что нельзя назвать 100%-точным, так как комета открыта недавно и её орбита пока что известна не очень хорошо. К тому же тесное сближение с Марсом может "подпортить" ситуацию.

C2011/L4

Фотография открытия кометы (источник
Более примечательна вторая комета — C2011/L4, которая приблизтся к Земле уже 5 марта 2013 г. Минимальное расстояние до Земли составит около 1 астрономической единицы (150 млн км). При определённом сценарии возможно, что комета станет одним из самых ярких объектов на ночном небе и будет видна невооружённым глазом даже днём при свете Солнца. Предполагаемая яркость составит от -1m до -4m.
Справка. Яркость измеряется в звёздных величинах. Чем меньше звёздная величина, тем ярче небесное тело. ЗВ самой крупной планеты, Юпитера, не превышает -3m, Луны — около -13m, а самой яркой звезды, Сириуса, — около -2m.
Таким образом, объект окажется, скорее всего, самой яркой звёздой/планетой на небесном небе (а ещё можно учесть "хвост" :).

Итого: пока есть возможность наблюдать объекты издали, весьма рекомендую ей воспользоваться. Зрелище той же кометы Хейла-Боппа в 90-х годах запомнилось мне надолго.

1 комментарий: