30 мар. 2011 г.

НЛО и астрономия: почему учёные скептически относятся к уфологии


Сегодня увидел ссылку на ролик в Google Reader'е, в котором известный астроном и популяризатор науки Нил Тайсон рассказывает о мнении научного сообщества по поводу уфологии и НЛО (сам ролик прикреплён выше. Сам ролик на английском, но к нему прикреплены русские комментарии (кнопка cc)). В целом, он приводит весьма разумные доводы в пользу официальной науки, но что лично меня всегда коробило в подобных беседах, так это — однобокая позиция. После чтения книг Докинза, Хокинга, Пенроуза складывается впечатление, что подобным штампам учат в американских университетах, так как зачастую и речевые обороты, и софистические приёмы указанные авторы используют одинаковые. На некоторых из них я бы хотел остановиться отдельно.

1. Довод по незнанию.
Тайсон указывает на особенность человеческого мозга придумывать объяснения неизвестным вещам, добавляя при этом следующее:
"Так вот, если не знаешь, что это, на этом и должен заканчиваться разговор! Не надо после этого добавлять "должно быть, это то-то и то-то".
Странно слышать подобные слова от астронома, ведь в астрономии подобные предположения встречаются сплошь и рядом. Когда астроном рассуждает о большой массе в центре галактики, он говорит: "Это — чёрная дыра". У Тайсона данное утверждение не вызывает когнитивного диссонанса. В то же время правильный вариант звучит так: "Гравитационные свойства объекта, расположенного в центре галактики, похожи на свойства теоретического объекта, называемого чёрной дырой". Подобных примеров — вагон и маленькая тележка. Я уж не заикаюсь про тёмную материю, тёмную энергию и пр. Их вообще никто не видел. Но, значит, по ним предположения допустимы, а вот про НЛО — нет.

2. Свидетельства очевидцев.
Здесь Тайсон допускает классическую подмену. Он говорит, что показания очевидцев ненадёжны, приводя в пример "испорченный телефон" и проводя в шутку аналогии между этой игрой и процессом на суде. Живущему в Америке Тайсону должно быть известно, что показания с чужих слов суд никогда не принимает во внимание. А "испорченный телефон" — это как раз показания с чужих слов.

На самом деле, свидетельства очевидцев — это аргумент "за", ведь даже суд, который часто решает жизнь человека, эти свидетельства принимает.

3. Photoshop
Аргумент из разряда "когда уже нечего сказать". Конечно, проще сослаться на Photoshop, чем разбирать действительно серьёзные фотодоказательства НЛО.

4. Внеземное доказательство.
В этом моменте Тайсон, конечно, прав. Имея подобное доказательство, поверить в существование внеземных форм жизни станет гораздо проще. Правда, у меня к нему, как к астрофизику, сразу же контрпредложение — принести мне кусочек тёмной материи / тёмной энергии / чёрной дыры. А до тех пор запретить учёным упоминать эти вымышленные объекты.

5. Пример с полицейским.
Классическое окончание спора с демагогом — рассказ о событии, в котором высмеивается противоположная точка зрения и доводится до абсурда. Этот приём отлично действует на толпу людей.

Резюме
Тайсон поднимает действительно важную вещь — проблему отделения науки от паранауки. Но его аргументы и методы настолько топорны и демагогичны, что, боюсь, цели он достигает совершенно иной. К тому же взгляд "свысока" явно не прибавляет ему симпатии среди тех людей, кто привык в споре полагаться на аргументы, а не на жестикуляцию и красоту речи.

19 мар. 2011 г.

Ко дню святого Патрика (рассказ Марка Твена)

Как-то незаметно в этом году прошёл праздник святого Патрика. Несмотря на то, что я достаточно прохладно отношусь к этому событию, мне всё время вспоминается один из рассказов Марка Твена. В недавней своей поездке я перечитывал некоторые произведения этого писателя. С одним из них я бы и хотел поделиться.

Послание ордену рыцарей Святого Патрика
Глубоко сожалею, что не могу присутствовать завтра вечером на банкете «Рыцарей святого Патрика».

    В этом году, когда отмечается столетие существования Соединенных Штатов, нам должно быть особенно приятно почтить память человека, чье доброе имя живет уже четырнадцать веков. Нам это должно быть приятно потому, что в дни юбилея мы, естественно, вспоминаем о святом Патрике с большой симпатией. В свое время он проделал колоссальную работу. Он застал Ирладию богатой республикой и принялся думать, к чему с наибольшей пользой приложить свои силы. Он заметил, что президент республики имеет привычку укрывать государственных деятелей от заслуженных наказаний, и так отколотил президента своим посохом, что тот умер. Он узнал, что военный министр живет так экономно, что сумел за год скопить двенадцать тысяч долларов при жалованье в восемь тысяч,— и убил его. Он узнал, что министр внутренних дел всегда причитает над каждой бочкой солонины, предназначенной для отправки дикарям, а потом присваивает эту солонину себе, — и укокошил этого министра тоже. Он узнал, что морской министр больше занят разными подозрительными исками, чем вопросами мореходства,— и тут же прикончил этого министра. Он узнал, что при помощи одного гнусного типа, состоявшего личным секретарем при какой-то персоне, был разыгран жульнический судебный процесс, — и уничтожил этого личного секретаря. Он выяснил, что конгресс, прикидываясь сверхдобродетельным, рвется начать расследование деятельности одного посланника, запятнавшего честь своего государства за границей, но этот же конгресс столь же рьяно препятствует назначению на подобный пост любого человека с незапятнанной репутацией; что у этого конгресса нет другого бога, кроме политической партии, и нет других принципов, кроме партийного политиканства; что кругозор его узок, и вообще непонятно и неоправданно само его существование. Поэтому он перебил всех членов конгресса до единого.

    Завершив эту колоссальную работу, он изрек на своем образном языке: «Вот, смотрите, я истребил всех змей в Ирландии!»

    Святой Патрик не участвовал в политике: он стоял за правду, и это само по себе — хорошая политика! Увидев гада, он забывал спросить, демократ это или республиканец, но тут же поднимал свой посох и всыпал ему как следует! Вечная память святому Патрику! Вот бы его к нам сюда, чтобы он и нас к юбилею избавил от гадов! Увы, это невозможно! Бездействует его посох — символ истинных, а не бутафорских реформ. Впрочем, у нас еще сохранился символ Правды — топорик Джорджа Вашингтона, ведь я-то знаю, где его зарыли!

    Преданный вам, Марк Твен».
    16 марта 1876 года. Хартфорд, Коннектикут

13 мар. 2011 г.

Белградская крепость Калемегдан

Всю последнюю неделю я находился (и пока ещё нахожусь) в Белграде. К сожалению, на полноценный отчёт времени не хватает, но пару фотографий всё-таки не удержусь и выложу. Фотографий Белградской крепости рядом с парком, называемым Калемегдан. Эта крепость — одна из старейших в Европе. Дата создания, насколько я понял, точно неизвестна, но относится ко временам римской империи, когда она ещё называлась Сингидунум. Месторасположение крепости — рядом с местом слияния двух рек, Саввы и Дуная, на которых, собственно, и расположен (в основном, на первой) город Белград, в районе под названием Стари-Град.

Сама крепость достаточно большая. Размер сопоставим с размером Петропавловской крепости в Санкт-Петербурге (или даже чуть больше).  Калемегдан несколько раз разрушался, но был восстановлен.

Несколько фотографий представлены ниже. Остальные можно посмотреть в Picasa.

Крепость Калемегдан в Белграде
Центральная часть крепости Калемегдан
Две башни Калемегдана
Вид на Савву из крепости 
Вид на слияние Саввы и Дуная из Калемегдана