3 июл. 2012 г.

Религия и образование

Отличное юмористическое эссе о том, как можно и нужно относиться к религиозным убеждениям.
Hедавно в нашей школе был такой случай. Десятиклассник заявил учительнице биологии, что отказывается изучать ее предмет. - Почему? - удивилась учительница. - По религиозным соображениям, - ответил десятиклассник. - Ваша биология основана на теории Дарвина, а это неправильно, потому что в Библии написано по-другому. К счастью, на десятиклассника достаточно легко подействовал тот аргумент, что теорию эволюции можно рассматривать именно как теорию, а не как непререкаемую истину. В самом деле, ведь и в физике изучается механика Hьютона, выводы которой неверны в области более поздней релятивистской механики. Hо едва мы перевели дух после этого проявления религиозных убеждений - возникла новая проблема. Ученица другого десятого класса отказалась читать Пушкина, поскольку в его произведениях "слава богу" пишется строчными буквами, что оскорбляет ее религиозные чувства. Сразу стало понятно, что Пушкиным дело не ограничится: абсолютно все писатели, включенные в школьную программу, хоть раз да написали где-то слово "бог" с маленькой буквы. Пришлось примерить на себя роль проповедника и вразумить девушку тем, что господь вряд ли желает, чтобы верующие отворачивались от всех неприятных им проявлений этого грешного мира; что истинно верующему человеку, желающему спасения ближних своих, следует служить им примером правильной жизни, а проявленное ученицей поведение со стороны смотрится весьма нелицеприятно и никак не способствует приближению окружающих к духовным ценностям, скорее наоборот... Увлекшись проповедью, мы чуть не проморгали еще одну напасть. Hекий восьмиклассник вообще отказался ходить в школу. Оказалось, он подсчитал, что в его классе в текущем учебном году ровно 666 учебных часов. Слава всем богам, очень скоро выяснилось, что молодой человек просто не сладил с математикой и ошибся в расчетах. Hо все это были еще цветочки. Мать другого восьмиклассника закатила администрации скандал. Ее сына хотели перевести из математического класса в обыкновенный, потому что он не ходит в школу по субботам, а обыкновенный класс, в отличие от математического, в субботу не учится. Родительница подняла шум о том, что ее Яша соблюдает религиозные традиции своей еврейской семьи и не может учиться в субботу. - А если вы переведете моего сына из математического класса, - шумела она, - то это будет дискриминация по религиозному признаку! Я пожалуюсь главному раввину России! - Ша, - сказали мы родительнице. - Уже никто никого не дискриминирует. Таки ладно, мы сделаем так, чтобы по субботам не было никаких важных контрольных мероприятий. Hо материал, который изучается в субботу, вашему Яше придется переписывать у товарищей и наверстывать самостоятельно. Hо и угроза пожаловаться главному раввину стала не самым страшным испытанием.
 Зимой у гаражей за школой ребята из девятого класса, дети беженцев с Кавказа, отрезали кошке голову. Сделали они это на глазах у нескольких учеников помладше, а труп кошки лежал на виду у проходящих мимо школьников еще долго, пока вечером его не убрал дворник. Когда ребят попросили объяснить этот поступок, они сказали, что таким образом отмечали народный праздник Курбан-Байрам, во время которого каждый мусульманин должен принести в жертву барана. Hо если барана нет, можно обойтись каким-нибудь более мелким животным, что они и сделали. Увидев неодобрение педагогического коллектива, юные мусульмане встали в позу и потребовали уважения к своим религиозным чувствам. Пришлось нам, педагогам, также встать в позу и заявить, что убийство кошек, в свою очередь, оскорбляет наши религиозные и все прочие чувства, так что если ребята хотят уважительного отношения к своим убеждениям, то пускай уважительно относятся к чужим. Очередное испытание настало весной, когда пару учеников одиннадцатого класса стали все чаще замечать на улице, а потом и на занятиях в состоянии несколько измененного сознания. Проще говоря, под воздействием марихуаны. Возмущенному завучу юноши спокойно и обстоятельно изложили основные принципы религии растафари, среди которых - духовное совершенствование, возвращение к истокам, музыка регги и курение конопли. Это стало последней каплей. 
Hа ближайшем же уроке я отказался ставить одному из растафарианцев заслуженную пятерку, объяснив это тем, что дзен-буддизм запрещает мне оценивать других людей. Все возражения я предложил направить в Комитет по религии. Вскоре учительница географии предложила десятикласснице, не желавшей читать Пушкина, переписать реферат, в котором слово "индуизм" несколько раз было написано с маленькой буквы. Учительница настаивала на том, чтобы реферат был переписан полностью, в знак уважения к ее отцу-индусу, а также в целях исправления кармы ученицы. Учительница химии не приняла от математически озабоченного восьмиклассника проверочную работу из-за того, что в ней было ровно тринадцать строк. - Суеверие, - сказала она, - это тоже вера. Моя вера не разрешает проверять такую работу. Учитель ОБЖ - предмета, с которым у Яши были особенные проблемы, - попросил перенести его урок в восьмом классе с пятницы на субботу. - Аллах акбар! - мотивировал он свою просьбу. - Коран запрещает мне учить в пятницу. Я буду приходить в школу только по субботам, и пусть неверные сдают как хотят! Антагониста Дарвина выгнали из класса за изображение популярного исполнителя на футболке. Выгоняя, учительница наизусть процитировала двадцатую главу библейского Исхода: "Hе делай себе кумира..." А в девятый класс, где учились убийцы кошек, однажды на уроке зашел завуч. - Поздравляю вас, дети, - сказал он. - Сегодня Комоедицы - большой славянский языческий праздник. Будем волхвовать, прыгать через костры и приносить жертвы на капище. Приносить жертвы будем, - повторил он, пристально посмотрев на героев ислама. - А физрук с военруком подержат, чтобы не вырывались. С тех пор никакие религиозные убеждения больше не мешают учебному процессу в нашей школе.
(с) Источник.

27 комментариев:

  1. Забавно, у меня в школе никогда не заходило речи о религии. Видимо, все были агностики)
    Или просто честные были, хулиганили ради хулиганства)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. На самом деле, просто школа — не место для таких дискуссий :) В ней, как и в обществе, есть свои правила приличия. Да и множество религиозных норм давно устарело. Представьте себе, что будет, если вдруг все начнут соблюдать полностью нормы всех религий.

      Удалить
    2. Некоторые люди теперь соблюдают заветы лишь когда им это удобно, что весьма забавляет таких наблюдателей, как мы. Впрочем, иногда это доходит до маразма.
      Я думаю, в школе возможно говорить о таких вещах (и вообще, считаю, что нужно с самого детства говорить детям правду). Всё-таки, мы живем в современном обществе, и редко встретишь человека, который готов с оружием броситься на представителя другой веры. Тобишь, давно не секрет. А вот прививать детям толерантность было бы совсем не лишним.

      Удалить
    3. Говорить можно и нужно правду. Как говорится, правда — лучшая защита от клеветы :)

      А по поводу толерантности: никому её прививать не нужно. Это противоречит первому же пункту. Надо прививать здравый смысл. И если здравый смысл говорит, что это — бред сивой кобылы, не стоит об этом толерантно молчать. Если какой-либо человек утверждает, к примеру, что от даты рождения человека согласно астрологии зависит его судьба, то можно и нужно говорить ему, что он — обыкновенный неуч. Равно как если кто-то из креационистов начнёт говорить о "младоземельности" (что возраст Земли — около 6000 лет). В этих вопросах, да и многих других, нет никакой толерантности.

      Удалить
    4. Вы неправильно меня поняли :)
      Я совершенно согласна с вами по тому вопросу, что нельзя позволять невеждам распространять ахинею, я о другом.
      Здравый смысл, как мне кажется, не подтверждает положения, что люди одной веры хуже, чем люди другой. Не знаю как вы, а я часто сталкиваюсь с этим, хотя это чаще этническое, нежели религиозное, однако и второго хватает. Толерантность - это хорошее качество, если не извращать его назначения.

      Удалить
    5. Здравый смысл подсказывает оценивать самих людей, а не их этничность и/или религиозность. С другой стороны, статистика — вещь упрямая. К примеру, если рассмотреть последние несколько десятилетий, то ровно одна из религий доставляет существенные хлопоты человечеству. В какой-то мере это наводит на некоторые мысли. Да и замечательный фактор "свой — чужой" никто не отменял. Кто бы что не говорил, всегда свои будут ближе чужих, взять хотя бы родственников и семью. Это не означает, что всех оставшихся надо гнобить и всячески дискриминировать. Но люди всё же не равны, некоторые равнее :)

      Удалить
    6. Вы говорите вполне разумные вещи, но я всё же останусь при мнении, что школе необходим класс, в котором бы учили с одной стороны вежливости, толерантности, а с другой очищали мозг от предрассудков, взращивая здравый смысл.
      Но для этого, наверное, нужно сначала определиться, что есть здравый смысл. Насколько я знаю, вопрос пока не закрытый)

      Удалить
    7. На самом деле, здравый смысл + эрудиция + знания дадут толерантность, как побочный продукт. Если, например, взять учёную среду, то я не помню ни единого случая, когда кого бы то ни было дискриминировали по какой-либо составляющей. Не любить — могут, но вежливость, корректность и объективность остаётся. Мораль — дайте первые три качества, остальное подтянется само.

      Удалить
    8. Бывают и в ученой среде (по крайней мере в той, в которой приходится обитать мне) люди, демонстрирующие довольно резкое отношение к определенным этничностям и религиям, причем, люди достаточно высокообразованные. Я не знаю, как бы они повели себя в присутствии тех людей, которых осуждают, возможно, вполне толерантно, но я вижу вот это.
      По крайней мере знания и эрудиция вместе этого не дают, наверное, дело опять же в здравом смысле. Хотя и он - совокупность общепринятых мнений, глубоко осевших в мозгу человечества.

      Удалить
    9. Дык всё проистекает из идеи того, что все люди равны, что глубоко неправда. Кто-то умнее, кто-то сильнее, кто-то хитрее. Нет двух равных людей. Место обитания и этничность влияет и на культурном, и на биологическом уровне на людей. Поэтому резкое отношение к кому-либо вполне приемлимо. Взять, к примеру, тех же японцев. Они иностранцев очень не любят, но терпят в небольших количествах. И это не делает их нетолерантными и/или плохими.

      Удалить
    10. Ох уж эти японцы. Мои преподаватели тоже всё о них.
      Иногда они своими пылкими речами доводят меня до того, что я начинаю жалеть, что пошла в университет учить японский.

      Никто уже давно не говорит, что люди равны. Я это поняла тогда, когда впервые услышала слово "антропология". Однако я не вижу объективных причин испытывать неприязнь на основе различий.
      Недоброе отношение к иностранцам на национальном уровне - это вопрос более узкий и связанный с конкретными культурными особенностями, мы же говорим о присущему человеку в принципе.

      Удалить
    11. А и не надо вообще испытывать неприязнь. Одно из важнейших качеств западных людей — позитивизм. Мыслить надо всегда позитивно :) Но до определённой границе.

      Не хотите пример с Японией — давайте перейдём к Швейцарии. Швейцария — одна из наиболее толерантных стран с достаточно хорошо развитой демократией. Одно количество референдумов (около 300) говорит само за себя. Вы, наверное, слышали, что недавно они запретили у себя строительство минаретов. Шаг, казалось бы, весьма нетолерантный. Но за этот шаг высказалось большинство населения. Почему оно так высказалось? Потому что религия плохая? Нет, потому что текущие её последователи делают много нехороших вещей. Христианство тоже имеет в своей истории много тёмных пятен. В конце концов, именно "благодаря" христианству мы имеем период в истории, называемый "Тёмные века". Но религия эволюционировала и теперь редко у кого вызывает особый негатив. Компромисс убирает негатив. То же самое можно аппроксимировать и на остальное.

      Удалить
    12. Да, про минареты слышала и хорошо запомнила, потому что готовилась тогда сдавать Искусство Востока :)
      В общем, видимо, всё дело в тонкой грани между рациональностью и предрассудком.

      Удалить
  2. У нас, в испанской гимназии, был когда-то аналогичный первому случай. Родители одной десятиклассницы подали в суд на преподавательницу биологии за Дарвина, дескать людишек Господь Бог сотворил. Суд они проиграли, но нервы школе изрядно потрепали. Дело было громким, и репутация гимназии в тот период пребывала в весьма шатком состоянии.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Дело Маши Драйер или как-то так.

      На самом деле, школа просто плохо пиарилась. Надо было выставить родителей этой девочки обыкновенными неучами (а таковыми они и являются, заменяя достаточно хорошо доказанную теорию эволюции абсолютно ненаучной мутью).

      Удалить
    2. Там так просто никого не выставишь. Там "простых смертных" единицы. С такими людьми выгоднее проще не связываться.

      Например, директор наш (не буду называть фамилии) на протяжении многих лет откровенно пи**ил деньги. Секретом не было давно ни для кого, однако никому это особо не мешало. А связался однажды по сущему пустяку с одним папашей, и теперь по этому делу, если не ошибаюсь, ему передачи носят.

      Суть вся в том, что таких "крутых папиков" проще перетерпеть, чем с ними воевать.

      Удалить
    3. Есть очень простой способ избежать подобного — не брать взятки. Тогда и проблем не будет. На любого "непростого" смертного всегда найдётся ещё один. Просто жить надо так, "чтобы не было стыдно не только перед людьми, но и перед Богом с дьяволом".

      Удалить
    4. Моя мама говорит, что если я вижу, что кто-то плохо или неправильно делает свою работу, я не должна мириться с этим и проходить мимо. Если не я, то никто. Проблема в том, что очень часто люди в России имеют неправильное представление о том, как они должны работать.

      Мне кажется, в каждой школе директора не совсем честны в своих финансовых отчетах, ни для кого это не секрет. Вопрос в другом: почему людям это не мешает?

      Удалить
    5. Есть несколько ответов на подобный вопрос:

      1. Всем начхать.
      Банально, но факт. Я ездил по многим странам. В большинстве развитых стран (да и не только — взять ту же Беларусь) на улицах чисто. Почему? Потому что убирают? Нет, потому что не мусорят. Проблема наличия урн — общая проблема. К примеру, в Японии урну хрен найдёшь, но ничего, чистенько. Почему все мусорят? Потому что всем начхать.

      2. Страх.
      Если рассмотреть указанную ситуацию, то теоретически есть 3 варианта:
      а) забить,
      б) составить жалобу от своего имени в соответствующие инстанции / подключить журнашлистов,
      в) составить анонимку.

      Вариант в) отпадает по причине своей некорректности, остаются два. а) уже разобрали, остаётся б). Чем грозит вариант б)? В большинстве случаев, на самом деле, ничем. Да, учителя и директор могут устроить "сладкую" жизнь, но специальная предвзятость маловероятна. Все боятся мифической "мести" за что-либо. Обычно это имеет место среди тех, кто сам "не без греха". Условно говоря, человек учится между 2 и 3 и делает какую-нибудь хрень. Вполне логично, что после этого он будет получать стабильную оценку 2. Решается проблема просто — не делай хрень.

      Ах да, есть ещё третья причина — пофигизм. Я бы назвал её "болезнью интеллигенции". Жаловаться, страдать, обвинять всех и вся — но, при этом, жалеть собственного времени и сил на какое-либо полезное действие. Из серии "нет времени", "вот закончу это, а потом ..." и пр.

      Резюмируя:
      Ваша мама говорит правильные вещи. В целом. К сожалению, в жизни бывают разные ситуации. В некоторых случаях действительно лучше пройти мимо, когда велика опасность. На подобные вопросы нет и не может быть точного ответа ввиду уникальности каждой ситуации.

      Удалить
    6. Мы с мамой выбрали вариант не складывать деньги в карман директора. К счастью, мама в детстве мечтала стать юристом, и, хотя не стала им, но кодекс читала и в целом была подкована, так что против нам ничего не смогли сказать. Остальные родители предпочли не создавать себе "лишних проблем".
      На мои оценки, кстати, не повлияло.

      Я не говорю, что каждый должен стремиться коренным образом менять мир, но делать лучше себе - естественное стремление.

      Удалить
    7. Как вариант — вполне компромиссное решение.

      Вы правы в том, что делать лучше себе — это разумно и логично. Я бы дополнил немного альтруизма: делать хорошо, там где это возможно. Ведь большое складывается из малого.

      Удалить
    8. Мне определенно нравится, как вы мыслите :)
      Совершенно согласна.

      Удалить
    9. >Вопрос в другом: почему людям это не мешает?
      Потому что большинство родителей — владельцы компаний, соответственно, денег дохерища. Директорские запросы им расплюнуть. У остальных — простое желание, чтобы их дети закончили престижную гимназию. И если нет связей — остается помалкивать, или же тебя и твоих детей сожрут заживо.

      По-честному, гимназия давно не престижна, с того момента, как Тот-Кого-Я-Не-Буду-Называть пришел к его директорскому величию (9-10 лет назад) и привел своих Пожирателей денег. Весь наш старый преподавательский состав очень быстро развалился. Для школы это был такой крах, что с нее даже собирались снять статус гимназии.

      Сейчас там, насколько мне рассказала одна моя знакомая-преподавательница, пережившая-таки все это дело, школьные дела более-менее налаживаются, с приходом нового начальства.

      Удалить
  3. На самом деле у меня в школе, когда я училась, никогда не заходила речь о религии и какой то ее связи с образованием. Но наверное бывают такие учителя или дети, которые любят затрагивать эту тему.

    ОтветитьУдалить
  4. Ну, по мне, так - религия всегда влияет, да и должна влиять на образование. Ведь мы все во что-то верим, в том числе и учителя! Осознанно или нет они передают своим ученикам модель своего видения мира...

    ОтветитьУдалить