14 сент. 2012 г.

Как добить российское школьное образование?

Не секрет, что современное среднее школьное образование в обычной школе (или как это сейчас называется ГБУ СОШ) на данный момент не выдерживает никакой критики. Сама программа обучения уже давно снижена до неприличного уровня, да и ту программу большинство детей если осваивает, то с огромным трудом. С гордостью можно отметить, что среди выпускников 99%+ безграмотны, то есть, при написании, например, независимого обыкновенного диктанта они сделают более 5 грамматических или 10 орфографических ошибок (небольшое исследование на эту тему). Для того, чтобы иметь удовлетворительный результат по ЕГЭ по математике достаточно из 100 баллов набрать от 23 до 26, то есть решить менее 30% задач.

Единственным оплотом действительно качественного образования в России оставались и остаются гимназии. Не потому что они отбирают самых-самых лучших детей, а потому что в гимназиях обычно учатся дети, которые:

  • либо хотят учиться,
  • заставлены родителями учиться.
Как говорил Задорнов: "Если человек хочет быть здоровым, медицина бессильна". Я бы переформулировал это следующим образом: "Если человек хочет выучиться, школа бессильна". Гимназии отлично соответствуют этим параметрам, по большей части помогая детям учиться, нежели задавая строгие рамки образовательного процесса. Особняком среди всех гимназий "стоят" так называемые СУНЦ — специализированные учебные научные центры, создаваемые при Государственных университетах: СУНЦ МГУ, СУНГ УрГУ, СУНЦ НГУ. Раньше ещё был СУНЦ АГ СПбГУ, но эту лавочку прикрыли в районе 2000-х годов. Преподавание в этих школах осуществляется не просто учителями, а высококлассными специалистами в своей области. Многие из учителей являются профессорами соответствующих университетов, что накладывает не просто бонусы на уровень преподавания предмета, но и просто повышает интерес к оному. Где ещё вы можете послушать историю Древней Греции и Древного Рима у одного из немногих специализирующихся на этой теме профессоров в России? Где ещё вы можете учиться спецкурсу по математике у человека, который соответствующую тематику и открыл? При этом классическая СУНЦ предполагает знакомство не только с одним конкретным направлением, но со многими. Выпускники СУНЦ уходят в разные области науки: начиная с математики и физики и заканчивая биологией, историей и даже философией.

Но, разумеется, такой образовательный оазис не могут пропустить наши чиновники. И вот, недавно, суд оштрафовал СУНЦ НГУ с очаровательной формулировкой:
«Судья Самулин опирался на типовое положение министерства образования. Согласно ему, в школе должны преподавать исключительно „учителя“, а не „профессоры“, „доценты“ и прочие „преподаватели“. Мы, в свою очередь, работаем в соответствии с постановлением Совета министров СССР 1988 года (когда был организован СУНЦ ), действие которого может отменить только федеральное правительство», — описал Яворский корреспонденту Сиб.фм основания для обжалования этого решения.
Первоначально ФМШ НГУ являлось школой-интернатом № 165
Яворский напомнил, что организация учебного процесса в физматшколе изначально предполагала углублённое изучение фундаментальных дисциплин и выявление у одарённых школьников исследовательских способностей.
«Вместо этого мы должны руководствоваться нормативами для школ-интернатов для детей, оказавшихся в сложных социальных условиях и нуждающихся в базовом образовании, — продолжил директор. — Но у нас другие задачи и уровень наших специалистов другой».
Переводя на русский язык, это означает: вы там совсем что ли офигели, давать качественное образование? А ну быстро заменили специалистов на выпускников педвузов-которые-не-отличат-вектор-от-направленного-отрезка и быстро вместо нормальной программы поставили обычную школьную.

Действительно, очень инновационная и модернизационная идея. После такого решения, наверное, имеет смысл запретить во всех школах рассказывать любой материал, который не входит в список "официально разрешённых", дабы не травмировать нежную психику тех "детей"-двоечников.  Конечно, пускай лучше пьют, курят и ругаются матом. Кому нужно это образование?

P.S. От решения суда офигел даже прокурор:
Решение суда также опротестовал районный прокурор. Как пояснил корр. ТАСС-Сибирь депутат городского cовета, выпускник НГУ Александр Люлько, "конструктивным решением проблемы стало бы присвоение Физико-математической школе особого статуса, отличного от общеобразовательных школ, с учетом специфики стоящей перед ней задачи - подготовки кадрового резерва российской науки.

5 комментариев:

  1. Даааа, совсем уже наркоманы.
    Но не все выпускники педвузов совсем никакие *намекает на себя*, хотя нам наши преподаватели такого уже нарассказывали и про практикантов, и про выпускников, которых выпустили под обещание не идти работать в школу.

    ЕГЭ по математике это вообще какой-то национальный позор.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Конечно, не все, далеко не все. Но, по моему глубокому убеждению, преподаватель предмет должен не специалист по педагогике, а специалист по этому самому предмету :)

      Удалить
    2. Разделяю твоё мнение :)
      Специалисты по педагогике нужны в младших классах. Ну хотя бы знания педагогические нужны.

      Удалить
    3. У меня вообще педагогики мало. Азы дают буквально и до свидания.

      Удалить
  2. Судя по всему чиновникам и власть имущим не нужны грамотные граждане - от них же не знаешь чего ожидать...

    ОтветитьУдалить