7 окт. 2009 г.

Школьное образование: цветовая дифференцация штанов


"С годами ученики всё глупее и глупее". Фраза, казалось бы, избитая. С ней соглашаются старшие ("а вот в наше время..."), с ней категорически несогласны младшие. Что и как на самом деле?

Во-первых, в среднем, действительно уровень эрудированности и начитанности, если так можно "обозвать" школьную программу, падает. Это заметно даже на двух "соседних" по времени классах.

Во-вторых, вместе с уровнем знаний падает и дисциплина. Если в группе превалирует большинство более или менее разумных, скорость восприятия и передачи информации увеличивается в разы, и за обычный школьный урок можно пройти в несколько раз больше.

В-третьих, уровень "зомбированности" также увеличивается. На самом своём первом уроке, когда мы проходим информационное общество, среди минусов я всегда отмечаю "зомбоящик" - влияние средств массовой информации, поп-культуры на население. Сейчас основным подобным "зомбоящиком" стало ВКонтакте.

Кто виноват и что делать?




Проблема, на мой взгляд, проистекает из воспитания. Если оба родителя проводят 9 часов на работе, то на большой промежуток времени ребёнок предоставлен сам себе. Возможное отсутствие взаимопонимания между ними может ещё больше усугубить ситуацию. Появляются вредные привычки, забрасывается учёба, падает дисциплина. Последнее влияет не только на конкретного ребёнка, но и на класс в целом.

Пример.

8 класс, две группы. Первая - с нормальной дисциплиной, достаточно ровная (1-2 более сильных, 2 более слабых). Во второй 4 человека с откровенно плохой дисциплиной (хотя остальные ничуть не хуже по уму среднего в первой группы)

Тест: контрольная работа по логике (3 теоретических занятия, 4 - контрольная). Результаты - на диаграммах (по горизонтали - оценки, по вертикали - количество учеников с данной оценкой)






Подобная статистика характерна для всех групп. Если есть "отрицательное ядро", то оно обязательно утянет за собой и середину. И наоборот.

Рычагов влияния, на самом деле, немного (после отмены розг). Заинтересовать предметом можно лишь того, кто способен заинтересоваться. Оценки сейчас существуют больше для учителей, нежели для учеников. Да и в конце года практикуется стандартная практика "рисования годовых троек". ЕГЭ успешно списывают, экзамены опять же "рисуются". Тем более, что ученика нынче из школы выгнать нельзя. По закону. Можно вызывать родителей, да только в большинстве случаев мера помогает (если помогает!) буквально на неделю-другую.

Современный мир - это быстро меняющаяся открытая информационная система. Образование должно подстраиваться под нужды современного общества. И попытка уравнять всех путём их соединения в единый коллектив (класс) тормозит процесс обучения, делает его неконкурентноспособным. Радикальным выходом из сложившейся ситуации мне кажется отмена обязательных 11 классов. Стране нужны рабочие, дворники, асфальтоукладчики, мойщики, грузчики, продавцы. Для вышеперечисленных специальностей знания информатики, тригинометрии, классической литературы абсолютно не нужны. К 8 классу детям исполняется 14-15 лет. Вполне серьёзный возраст для принятия первого собственного решения - нужно ли ему дальнейшее образование? Сможет ли он его "потянуть"?

Подобный отсев на уровне 8-9 классов позволит, во-первых, уменьшить нагрузку на учителей (вместо 30 человек останется 10-15), а, во-вторых, улучшить качество и объём образования. Что повысит конкурентноспособность как конкретного человека, так и страны в целом, оптимизирует расходы на образование и науку в целом, ибо последней не нужны десятки тысяч людей с высшим образованием. А то как было, так и останется, прямо по анекдоту:


Сантехник чинит унитаз на дому у профессора. Поработал полчаса, наладил всё и говорит: 
- С вас сто долларов. 
Профессор начинает возмущаться:
 - Я профессор, член-кор академии наук – и то я не получаю сто долларов за полчаса! 
Сантехник отвечает:
 - Это нормально. Когда я был профессором я тоже столько не получал.