27 янв. 2011 г.

Патриотическое воспитание в школе: обзор

Современное российское образование тяжело больно. Это видно невооружённым взглядом, если просто зайти в современную школу. Я молчу об общем уровне эрудиции, достаточно обычных знаний. "Свеженький" пример из жизни: недавно задал достаточно простую задачу на программирование — написать функцию, рассчитывающую площадь прямоугольного треугольника с заданными катетами a и b:
Казалось бы, что может быть проще? "Завис" у учеников 10-х (!!) классов произошёл на формуле для вычисления площади такого треугольника. Самостоятельно составить формулу смогли 3 человека из двух классов. Три! Даже с подсказкой "достройте до прямоугольника" с формулой справилось от силы человек 5-7.

С другой стороны, вот вам другой пример: восьмые классы. В каждом классе по любому предмету к середине года начинает наблюдаться дифференциация: сильные ученики (+ иногда гениальные), чуть выше среднего, средние, чуть ниже среднего, слабые и безнадёжные. Кто бы что ни говорил, дети бывают всех типов. В одном из подобных классов мы разбирали логические задачи. Состояла группа, в основном, из нескольких "выше среднего", большая часть — средние и несколько откровенно слабых. Тема была достаточно непростая, поэтому я разобрал пару примеров, дал общий стандартный алгоритм. Начали постепенно решать задачи. Ближе к концу от одной "блондинки" (и по виду, и по уму) поступила идея, как решать эти задачи проще. Действительно, человек самостоятельно разобрался и придумал более быстрый алгоритм решения "в уме". Причём именно тот, который обычно использую я.

К чему я всё это. Мы жалуемся на образование, на "глупых" детей. А проблема-то не в них. Дети, как были, так и остались, поменялось отношение, факторы:

  1. Родители не занимаются детьми. В лучшем случае: приготовили завтрак, отправили в школу, пришли вечером домой, приготовили ужин. Максимум — проверили домашнее задание / дневник. Что же тогда требовать от детей?
  2. Учителя "забивают" на предмет. Я бы отметил несколько черт: во-первых, преподавание часто ведётся просто некачественно в плане лекций. Во-вторых, по устаревшим данным. В-третьих, часто учитель не является специалистом по тому предмету, который рассказывает. А дети это отлично чувствуют. Нет профессионализма — нет уважения. И будь хоть 10 пядей во лбу педагог.
  3. Администрации нужны показатели. Им глубоко начхать на качество образования. Нужны оценки, рейтинги, показатели. Вместо того, чтобы, например, начать ставить реальные оценки и, тем самым, простимулировать кнутом учеников учиться, отчислять за нарушения дисциплины и прочая, они "прессуют" учителей, заставляют вести "электронные дневники" и переделывать по 10 раз учебные планы, как будто это повлияет на учеников.
  4. И, наконец, министерство образования и правительство. Ей Богу, судя по некоторым законам, большинство из депутатов и профильных министров не сдадут даже обыкновенный ЕГЭ. Г-н министр, ничего не понимая в процессе образования на местах, только и занимается, что придумывает очередные законы, видимо, не понимая, что от перемены мест слагаемых сумма не изменяется.
И проблему нужно решать комплексно. И, как всегда, министерство образования "решило" её путём нового законопроекта, получившего название "патриотическое воспитание".

С одной стороны, хорошие идеи в законе есть — школьникам будет дана возможность выбирать предметы. Если не нравится учитель / предмет, то никто не сможет заставить человека его выучить. Однако законотворцы не предлагают просто отказаться от предметов. Школьная программа будет поделена на две части: собственно, учёба будет идти в первой части дня, а со второй — "патриотическое воспитание". Видимо, власть обеспокоена протестами на Манежной площади и решила сделать превентивный удар, не понимая, правда, что он приведёт к совершенно обратному результату. Я с трудом понимаю, чем можно будет заниматься на этих "уроках". Только если учить "План Путина".

Нельзя, спустив сверху закон, реанимировать российское образование. Более того, это нельзя сделать с текущими ЗП учителей, текущим отношением родителей к образовательному процессу и текущим министерством образования. Не стоит забывать, что все эти министры, РОНО, директора — это обслуга, обслуга детей и учителей. Последние почему то про это постоянно забывают, позволяя манипулировать собой. Ведь если вдруг хотя бы 20-30% учителей скажет "хватит", образовательный процесс встанет. А вот если 20-30% администраторов уйдёт, учителя только спокойнее вздохнут. Как, впрочем, и дети, ради которых они работают.