29 авг. 2011 г.

Видеолекции в образовании


Мир меняется... С такой фразы начинается кинофильм "Властелин колец", и это высказывание относится ко всем сферам жизнедеятельности человека. Где-то больше, где-то меньше, но изменения идут, и мы не в силах их остановить, только подстроиться. Система образования в большинстве развитых стран является весьма консервативной. Несмотря на то, что на дворе уже XXI век, наш подход к обучению нового поколения базируется на методах и представлениях XX века. Классическое образование и в России, и в Америке, и в Европе представляет собой набор последовательных ступеней, начиная от начальной (и подготовительной) и заканчивая высшей (или пост–высшим). За прошедшие уже 10 веков система не поменялась: есть живой лектор, рассказывающий материал, есть студенты, записывающие материал, имеется дискуссия и контрольные точки. Это — устоявшаяся традиционная схема, по которой обучалось множество поколений европейцев.

Однако, как уже было замечено выше, мир изменился, и этому прежде всего поспособствовала информационная революция XX века. Возможность быстрого и лёгкого доступа к огромным "залежам" информации для практически каждого человека изменило спектр возможностей. Отошли на задний план традиционные учебники, предоставив пальму первенства электронным энциклопедиям, базам статей, форумам. Если раньше, чтобы получить ответ на заданный вопрос, нужно было искать специалиста и/или соответствующую литературу, потратив на поиски не один день, то есть достаточно открыть Google. Несомненно, у такого подхода есть и свои недостатки, о них можно рассуждать, спорить, изменять, но факт остаётся фактом — старые методы уже не работают. Чтобы понять это, достаточно поговорить со средним выпускником школы, который вполне может читать по слогам или не уметь складывать дроби. Но если старые методы неэффективны, то что может прийти взамен?

Один из вариантов ответа на этот вопрос был дан Садманом Ханом, выпускником Гарварда, создавшем одноимённую "Академию Хана". Формат занятий, который использует организация, — видеолекции. Начиная с простых Youtube–роликов для объяснения своим родственникам основ математики, проект вырос до нескольких тысяч микроуроков по различным дисциплинам, доступных для каждого подключённого к сети Интернет человека. При таком подходе есть множество преимуществ перед классическим методом:

  • Возможность прослушать урок ещё раз, для повторения или уточнения.
  • Возможность узнать, что было на уроке, который человек по какой-то причине пропустил.
  • Возможность идти дальше, не ориентируясь на "среднюю температуру по больнице".
  • Возможность выбирать любой набор предметов.
  • Возможность подготовиться к лекции заранее.
  • Возможность прослушать лекции лучших представителей по теме дискуссии.
Представим себе на секунду, что по каждому школьному предмету на Youtube или в другом месте уже есть набор видеолекций по всему курсу. Притом не просто лекций, а лекций лучших из лучших. Это даёт каждому ученику равные возможности, которые не зависят от учителя, школы, родителей или даже государства. Например, лекции лучших историков, ведь как известно, историю пишут историки (притом победившей стороны). Или лекции лучших преподавателей по астрономии, которая сейчас исключена из базовой школьной программы.

Подготовить такой набор лекций для, например, государства — задача нескольких лет. Самое главное, что сделать это сейчас не составляет особого труда, достаточно лишь иметь фотоаппарат с записью видео, микрофон, проектор для презентации / доску и немного времени для обработки видео. Притом достаточно записывать только новые уроки, не тратя время и ресурсы на повторение (сугубо по опыту — новый материал составляет не более 50-60% от всего времени). Это будет действительно прорыв в образовании (или, как бы сказал сейчас, — модернизация и инновация).

Однако ждать такого от государства пока что не приходится, поэтому будем обходиться своими силами. С этого года я попробую в качестве эксперимента в двух параллелях записывать лекции по информатике (хотя бы частично) и выкладывать их в общий доступ. Надеюсь, данный эксперимент будет успешным, наблаго даже разрешение администрации я получил. В сентябре появятся первые видеоролики, по которым уже можно будет судить о том, удалась ли затея.

2 комментария:

  1. Звучит многообещающе, первые занятия уже засняты?
    Однако для успешного применения технологии надо сначала изобрести безопасный для зрения экран: если ученики начальной школы будут проводить за компьютером по 5 часов в день, к середине обучения носить очки будут поголовно. Сейчас, конечно, есть технологии электронной бумаги, но для лекций они не годятся.

    ОтветитьУдалить
  2. Вообще, современные экраны достаточно безопасны. Техника ведь не стоит на месте. Если сидеть правильно и делать перерывы — можно и по 5 часов.

    Занятия пока ещё не засняты, так как только вернулся из командировки :)

    ОтветитьУдалить