18 мар. 2012 г.

Тесное сближение с околоземным астероидом 2012 DA12 уже в следующем году

Поведение множества объектов Солнечной системы обуславливается так называемыми орбитальными резонансами. В первом приближении орбитальный резонанс — это целочисленная соизмеримость между периодами обращения двух или более тел Солнечной системы. Так, за 2 оборота Сатурна вокруг Солнца Юпитер совершает вокруг Солнца почти в точности 5 оборотов. В этом случае говорят, что орбитальный резонанс Сатурна и Юпитера равен 2:5 (два к пяти). Другим известным примером этого явления служат троянские астероиды, находящие в резонансе 1/1 с Юпитером. В данном случае за один оборот Юпитера вокруг Солнца астероид делает тоже один оборот (фактически, планета и астероиды находятся на одной орбите, только в разных ее точках). Таким образом за время, равное периоду обращения Юпитера вокруг Солнца, полностью повторяется конфигурация «планета — астероид».

Резонансные явления играют огромную роль в динамике Солнечной системы. Широко известная щель Кассини («пустота» среди колец Сатурна) также является примером орбитального резонанса. Разумеется, эти явления имеют место и среди околоземных астероидов. Упомянутый в статье «Откуда берутся опасные астероиды?» астероид 99942 Апофис, предположительно, имеет резонанс 7:6 с Землёй (за 7 оборотов Апофиса вокруг Солнца Земля делает 6 оборотов).

Резонансы способны вызвать как стабилизацию орбит, так и её хаотичность. Поэтому особый интерес у астрономов вызывают именно резонансные объекты.
Одним из таких недавно открытых астероидов является 2012 DA14. Как видно из обозначения, открыт он был недавно (а именно 23 февраля 2012 года испанским обзором неба La Sagra). Объект невелик — всего 44 м в поперечнике. По текущим расчётам он находится в резонансе 1/1 с Землёй, что означает, что в течение многих лет он может / будет оставаться рядом с нашей планетой. Однако основной интерес представляет его будущее сближение с Землёй 16 февраля 2013 года. Желающие посмотреть эволюцию орбиты объекта могут сделать это на сайте JPL NASA. Согласно грубым оценкам расстояние между центром Земли и объектом составит несколько десятков тысяч километров. Однако это данные для так называемой номинальной орбиты. Здесь следует сделать некоторое отступление.
Орбиты астероида 2012 DA14 и Земли в гелиоцентрической системе координат (в фокусе — Солнце). Зелёным квадратиками отмечены планеты земной группы, синим и голубым — орбита астероида до и после сближения соответственно, белым — орбита Земли. Расстояния и даты указаны в качестве примечания. Исходный источник сделан мною на основе сервиса лаборатории реактивного движения NASA, обработка фотографии — сайт Большая Вселенная.
Как известно, любое измерение содержит погрешность. Астрономы никогда не знают абсолютно точного расположения небесного тела, а знают область возможных положений. Чем больше наблюдений проводится, тем меньше эта область. Для наиболее известных объектов, таких как планеты и крупные спутники / астероиды, точность в положении может составлять десятки метров, а то и метры. С астероидами дело обстоит хуже, но и для каждого астероида есть его наиболее вероятное положение, по центру этой области. Оно и называется номинальной орбитой. Основная проблема в погрешностях определения положений заключается в их накопляемости. Если сейчас мы знаем положение объекта с точностью, например, 1 км, то через 10 лет точность может быть уже 100 км, а для хаотических астероидов, таких, как, к примеру, Апофис, и миллион км.

Астероид 2012 DA14 имеет большую по современным меркам погрешность — порядка тысячи — десяти тысяч километров. К сравнению, выше упомянутый астероид Апофис имеет точность менее километра. Только серия дальнейших наблюдений позволит астрономам предсказать орбиту точно. Но ближайшие прогнозы на год–два можно сделать уже сегодня. По текущим данным никакого соударения в ближайшие несколько лет между астероидом и Землёй не предполагается, что подтверждается нулевым уровнем опасности по туринской шкале. Так что поводов для паники нет.

Тем не менее, открытие астероида 2012 DA14 вновь поднимает вопрос об астероидно-кометной безопасности и о способах точного прогнозирования и изучения потенциально опасных объектов. Ведь за близко пролетающим астероидом всегда может находиться и другой, которому наша планета может понравиться настолько, что он с ней захочет встретиться лично. Впрочем, астрономы об этом знают, поэтому спать мы можем спокойно.

Статья подготовлена в рамках сотрудничества с сайтом Большая Вселенная.

Комментариев нет:

Отправить комментарий