20 мар. 2012 г.

Случай в тамбовской школе — общая температура по больнице

Фотография взята с сайта demotivation.me

На этот пост меня сподвигла история про одного молодого учителя.

Наверное, самой губительной реформой, проведённой после развала СССР, стала реформа образования, которая на данный момент представляет собой последовательное уничтожение нескольких поколений. Я вырос ещё на советском образовании, хотя уже некоторые отголоски нового почувствовал в старших классах школы и ВУЗе. С уверенностью можно сказать о том, что его качество было на порядки выше — и в плане организации, и в плане содержания (или как модно сейчас говорить — контента). За свою небольшую карьеру школьного учителя информатики я три раза брал восьмые классы (минимальный уровень для информатики). Каждый из них, за исключением, быть может, части первого, оказавшегося самым сильным, я начинал учить с самого простого — деления в столбик. Помню своё искреннее удивление, когда после разобранной задачи на системы счисления, я увидел непонимание в глазах учеников. Казалось бы, что может быть проще — просто взять и поделить. Только через некоторое время я догадался, что проблема была не в задаче, а в методике.

Аналогично, когда что-то рассказываешь, приходится упрощать фразы и минимизировать использование терминов. Вместо, например, нормального классического определений графа и дерева
Граф — это набор точек, называемых вершинами, и ребёр, их соединяющих.
Дерево — это связный граф без висячих вершин и кратных ребёр, не содержащий циклов.
 приходится использовать что-то навроде
Граф — ну это набор точечек и линий между ними, ага... Линий может быть много. А вот если вид графа похож на вот такое деревце, с листиками и ветками, то он называется ... правильно, деревом.
Нет, я не призываю использовать в школах нормальную научную терминологию (хотя было бы неплохо, хотя бы в точных науках) и давать определения навроде "Множество вещественных чисел образуется множеством сходящихся в себе последовательностей на множестве рациональных чисел", но хоть какая-то строгость сохраниться должна. В противном случае можно заменить алгебру и анализ на "арифметику", на чём и закончить.

Результаты ЕГЭ, которыми любит кичиться министерство образования, не показывают абсолютно ничего. Мало того, что детей уже со средней школы натаскивают именно на тестовые задачи, так ещё есть отличная возможность заранее купить варианты / списать (кстати, культура списывания упала в разы). Реальный уровень знаний можно получить, проведя обычные стандартные работы, проверяя и сверяя результаты. Результаты подобного диктанта по русскому языку я приводил ранее в своём сообщении. Немного резюмирую их и здесь: оценку 3 и более (менее 10 ошибок) получили 1.5 (полтора) человека из примерно 50-ти, включая медалистов, кстати. Один мой друг, говоря честно, фигово знающий русский язык, сделал примерно 4 ошибки на диктант. Вот и весь показатель, как говорится, в сравнении. Я более чем уверен, что если провести аналогичный тест по математике, результаты будут весьма схожими. Кстати, да, 10 и 11 классы мы проходим теорему Пифагора и её свойства :), равно как учимся решать полностью линейные уравнения, в которых у детей возникает когнитивный диссонанс при a=0 в уравнении a*x + b = 0.

При этом, надо отметить, дети вполне себе соображающие. То есть, при двух наличии двух компонент, желания и плюс-минус разумного учителя, они вполне способны освоить и так упрощённую школьную программу. Для решения первой проблемы как раз и нужно министерство образования, которое, по моему оценочному суждению, делаёт всё, чтобы это желание убрать. Для второй — политика государства. Хотя, в принципе, для чего нужны учителя, показали недавние выборы. Вот вполне отличный пример:

"Накануне выборов завуч школы Кирсанова О.В. назначила (!) её наблюдателем от КПРФ, хотя сама Юлия никакого отношения к этой партии не имеет.
В обязанность ей вменили подсчёт количества проголосовавших.. Как человек исключительно добросовестный, Юля никуда не отлучалась с участка и скрупулезно считала количество проголосовавших. Ей бросилось в глаза то, что некоторые учителя школы по нескольку раз заходили в кабинки для голосования и затем к урнам. Но самое интересное началось при подсчёте: Количество заполненных бюллетеней оказалось на 600 штук больше, чем участвовавших в голосовании. Это при том, что из ящиков для выездного голосования извлекли не более 100 бюллетеней. Вышеупомянутая Кирсанова, узнав об этом, потребовала дорисовать лишних 500 галочек за якобы проголосовавших. Юлия отказалась идти на сделку., после чего завуч начала её угрожать.
На следующий день состоялось заседание педсовета, состав которого "по случайности" совпал с составом избирательной комиссии. Молодой учительнице в открытую предложили написать заявление по собственному, мотивируя это тем, что она человек политически неблагонадёжный. В противном случае обещали создать её невыносимые условия для работы. По счастью, Юлия, догадываясь, о чём пойдёт речь, сделала полную аудиозапись этого судилища.
На записи открытым текстом слышны и предложения уволиться, и причины этого предложения.
Вот уже неделю работа молодой учительницы превращена в ад. Завуч со своими присными по три раза за урок врывается в класс, роется в шкафах, выискивая пыль, швыряет вещи на пол, оскорбляет учителя - и всё это при детях. Родители, узнав о таком обороте дела пытаются защитить Юлию, Они даже ввели дежурства на уроках, дабы пресечь травлю...."
Аудиозапись прилагается к оригинальной ссылке, послушать может любой желающий. Если указанное в посте правда, то всё встаёт на свои места: потенциальный уголовник (ст. 285 УК РФ) вряд ли может хорошо учить детей. Уверен, что такие случаи неединичны. Вот пример с лауретом премии "За нравственный подвиг учителя". Кажись, я знаю, что это за подвиг.

В общем и целом, для меня, особенно после выборов, стало совершенно понятно, кто конкретно виноват в текущем состоянии образования. И как бы не жаловались учителя на "тупых детей", они к этому приложили не малую толику усилий. Особенно, в плане воспитания личным примером — лги, грабь, воруй, подставляй, покрывай своих. Вот только мне кажется, все эти качества должны быть представлены не в школе, а в местах не столь отдалённых.