25 окт. 2009 г.

Изучение формальной логики в школе


Одним из интересных и полезных, на мой взгляд, предметов, который, к сожалению, сейчас мало освещается в школе, является формальная логика. Я включаю его в программу обучения информатики и информационных технологий  8-9 классов, как один из наиболее важных разделов в этом предмете. Почему?


Основное достоинство человека - наличие разума. Именно разум и сознание отделяет человека от животного. Умение мыслить и рассуждать, процесс непрерывного познания - все они идут постоянно в человеке. Мы живём в информационном обществе, в этаком "океане информации". И навыки систематизации, проверки достоверности, поиска информации требуются при любой работе. И от этих навыков, в конце концов, зависит успешность того или иного индивида. Учёному необходимо узнавать достижения в своей области со стороны коллег и анализировать их, программисту - находить существующие каркасы и методы, менеджеру - искать потенциальных клиентов.

Для чего нужна логика обычному человеку? Ведь большинство из нас обладает каким-никаким здравым смыслом, чтобы понять основные законы формальной логики? На самом деле, не обладает. Без системного подхода невозможно полностью освоить предмет. Здравый смысл можно уподобить линзе, в то время, как обучение, - микроскопу с компьютером. Логика помогает нам отделять действительно важные рассуждения от обычной демагогии. Принятие подобных решений - практически ежедневная задача современного бизнеса.

Рассмотрим простой пример. Пусть есть два высказывания: А и Б. И простейшая конструкция, значение которой истинно: Если А, то Б. В случае, если А - истинно, всё очевидно: Б тоже должно быть истинно (ведь утверждение "из истины следует ложь" ложно). Но с другой стороны, если А - ложно, то про Б мы ничего сказать не можем.

В одной из задач по логике встречается следующее истинное утверждение: Если первый студент сдал экзамен, то второй студент тоже сдал экзамен. Если первый студент действительно сдал экзамен, то всё понятно - второй его сдал. Но если первый студент не сдал экзамен, то про второго мы сказать ничего не можем: он мог как сдать экзамен, так и не сдать.

Из лжи следует всё, что угодно. Подобные "софизмы", если так можно выразиться, используются в современном мире часто. Например, кто-то рассуждает: очевидно, А - верно, то А => B => C =>  D => я - очень хороший. В цепочке рассуждений где-нибудь посередине имеется ложь. И результат, соответственно, подогнать можно любой.

Учебники по формальной логике

3 комментария:

  1. Да предмет полезный и то что о нем забыли плохо!

    ОтветитьУдалить
  2. Все замечательно. Только одно "но": если научить всех думать то очень быстро все допрут как и в каком объеме их напаривают. Теоретически, когда все умные (в смысле могут рассуждать) это прекрастно. С другой стороны - кто будет служить в армии и работать в макдоналдсе?

    ОтветитьУдалить
  3. 1. Насколько я понимаю текущую ситуацию, некоторых, как не учи, всё равно не научатся.

    2. Вводить предмет надо не для будущих солдат, а для будущих умных людей. В науке, в бизнесе, в технических специальностях - везде нужна логика и умение соображать.

    ОтветитьУдалить