26 янв. 2010 г.

Совпадает ли уровень IQ с реальным развитием учащегося?

Многим известно о том, что существует так называемый коэффициент интеллекта - IQ. Подробно с самой идеей подобного теста можно познакомиться в Википедии, если вкратце:
Коэффицие́нт интелле́кта — количественная оценка уровня интеллекта человека: уровень интеллекта относительно уровня интеллекта среднестатистического человека такого же возраста. Определяется с помощью специальных тестов. Тесты IQ рассчитаны на оценку мыслительных способностей, а не уровня знаний (эрудированности). Коэффициент интеллекта является попыткой оценки фактора общего интеллекта (g). Тесты IQ разрабатываются так, чтобы результаты описывались нормальным распределением со средним значением IQ, равным 100 и таким разбросом, чтобы 50 % людей имели IQ между 90 и 110 и по 25 % — ниже 90 и выше 110. Средний IQ выпускников американских ВУЗов составляет 115, отличников — 135—140. Значение IQ менее 70 часто квалифицируется как умственная отсталость.
Меня, как учителя информатики, заинтересовало, насколько сильна корреляция между IQ и реальной успеваемостью. Считая, разумеется, свой подход к выставлению оценок наиболее правильным, я провёл небольшое исследование на 4 группах девятиклассников.

Для начала, об условиях эксперимента:
  • Брались группы по 8-12 человек
  • Тестирование проводилось по тестам Айзенка (исправленным)
  • Использовалось 2 варианта теста, дети были рассажены, дабы исключить списывание
  • Вопросы, имеющие несколько правильных вариантов ответа (например, тапир и пират - корректные анаграммы) засчитывались. В половину баллов (0.5) засчитывались полуправильные ответы (арифметические ошибки)
  • Ранее подобные тесты ученики по большей части не проходили
  • На время теста отводилось 35 минут (5 минут были добавлены для объяснения заданий)
Схема преобразования уровня IQ в оценки была следующей:
  • Оценке 5 соответствует значение уровня IQ, превышающее 110
  • Оценке 4 соответствует значение IQ между 100 и 109
  • Оценке 3 соответствует значение IQ между 90 и 99
  • Оценке 2 соответствует значение IQ менее 90
Результаты представлены в виде диаграммы
Несколько учеников написали работы чуть выше своего уровня (или чуть ниже), отличие от следующей градации составляло 1-2 балла. Какие можно сделать из этого локальные выводы? Тест на интеллект IQ очень неплохо приближает реальный уровень развития интеллекта ребёнка. Несмотря на некоторые отклонения (среди учеников есть ярко выраженные гуманитарии, для которых логические задачи смерти подобны), в 80% случаев уровень интеллекта совпадает с оценками человека по техническим предметам. Посему подобная методика вполне может быть введена, как одна из основополагающих при определении одарённых детей.

4 комментария:

  1. Мой IQ выше, я просто из-за того, что тормозил, написал так..

    ОтветитьУдалить
  2. "Тормозил, не тормозил" - это тоже входит в структуру теста =)

    ОтветитьУдалить
  3. Ничего.
    Вот если я по 2 разу пройду тест, будет гораздо лучше. Я в этом уверен. Даже если другой вариант.

    ОтветитьУдалить
  4. Этот комментарий был удален администратором блога.

    ОтветитьУдалить