11 февр. 2010 г.

Внедрение свободного программного обеспечения в школах

Уже достаточно давно наше государство пытается внедрить в образование свободное программное обеспечение, дабы заменить им проприетарную Windows. Называются разные достойные причины - начиная от экономической составляющей и заканчивая развивающей. Но как это бывает в России, любая хорошая идея всегда упрётся в плохую реализацию.

Началось внедрение замечательно: дистрибутивы, которые были разосланы в школы вместе с пакетом "Первая помощь", просто-напросто отказались устанавливаться. Компания-дистрибьютер постаралась. Были организованы очные и дистанционные курсы по установке и администрированию Linux, дабы сподвигнуть учителей к переходу на Linux. С этого момента и начинается самое интересное.


Обучение и тестирование

Обучение было организовано дистанционно на базе специального портала. На выбор предлагалось несколько курсов, по которым были составлены лекции, задания и тесты. Особо касаться содержания курсов мы не будем, хотя чего только стоит определение "Bind – сложная программа (общий объем документации в пакете bind-doc – более 1,5 Мб)". На всё про всё давалось несколько месяцев, после чего было проведено очное тестирование.

Тестирование проводилось в специальной аудитории. Разумеется, ещё за день из "неуказанных источников" были известны вопросы теста. По ним, кстати, тоже можно было бы пройтись отдельно - вопросов по самой системе Linux, по консоли или программам для администрирования, практически не было. Были вопросы из серии "Линус Торвальдс - это ***", "Чтобы изменить внешний вид рабочего стола, куда нужно зайти" с ответами вида "KDE->Настройки/***". Особо запомнился вопрос про KDevelop. Необходимо было отметить, что умеет делать KDevelop: подсветка синтаксиса, компиляция проекта, ускорение времени разработки и ещё что-то. Правильный ответ был только один, как пояснили кураторы после звонка в Москву. Но это тоже не особо важно, так как атмосфера была вполне "рабочей" - из всех присутствующих самостоятельно отвечали на вопросы человека этак 3. Пользовались телефонами, методичками, готовыми тестами с проставленными ответами, соседями. Несмотря на то, что курс я не читал, как оказалось, тестирование я прошёл. Хотя мой сосед, списавший с меня один-в-один (проверили 2 раза), в итоге тест завалил. В общем, очередная "филькина грамота" получилась.

Установка ПО в школах

И вот, вооружившись знаниями, можно было бы начать устанавливать Linux в школах. Но и здесь министерство образования всех опередило. Согласно письму из министерства (и двум приложениям: первое, второе), каждый компьютер, на котором установлено свободное программное обеспечение, должен отсылать на специальные сервера в Интернете статистику. Для этого предлагается скачать rpm- или deb-пакет и установить его в систему. Данный пакет, как заявляют разработчики, будет собирать только системную информацию. Что он будет делать на самом деле - неизвестно, так как на мою просьбу предоставить исходные коды разработчики ответили отказом. А если же компьютер не подключен к Интернету, то это предлагается делать руками тому, кто устанавливал ПО. Ну и в завершении из комитета по образованию пришло ещё одно распоряжение о мониторинге интернет-ресурсов, которые посещают школьники.

Итого

Если Вы хотите в школе установить обычный Linux, Вам необходимо:

  • Пройти курсы как дистанционно, так и очно
  • Самостоятельно установить ПО на компьютеры
  • Подключить все компьютеры к интернету
  • Установить стороннее мониторинговое ПО с неизвестным функционалом
  • Посылать с неуказанной пока периодичностью отчёты по внедрению куда-то там
  • Обеспечить каждого пользователя отдельным логином и вести учёт посещений им Интернета
  • Перед каждым просмотром в Интернете записывать данные в амбарную книгу
  • Установить контент-фильтр для блокировки "плохих" ресурсов

Возникает вопрос: а кому такое добро надо? Кто при таких условиях добровольно будет устанавливать у себя в классе СПО, когда есть старая, добрая, не требующая подобных сложностей операционная система Windows?