14 окт. 2010 г.

Как повысить мотивацию в школе? Отчёт о лекции Фриц Моргена

Одной из самых больших проблем современного образования является проблема мотивации и самомотивации. Среднестатистический школьник не интересуется большинством предметом, что сказывается не только на успеваемости конкретного индивида, но и на успеваемости всей группы в целом. Ещё с прошлого года мною было замечено, что 2-3 откровенно слабых ученика без проблем тянут свою группу "вниз". То есть можно говорить о следующей схеме:

  • Если в группе есть несколько сильных учеников и один или ни одного слабого, то "середина" подтягивается наверх.
  • Если в группе есть 2-5 слабых учеников и нет или один сильный,  то "середина" двигается вниз.
  • В случае, если соотношение ровное, то в деле — вероятности и личные качества учителя.
К сожалению, наша текущая школьная система заставляет всех без исключения учеников ходить на все уроки. Очень интересная концепция изменения подобной практике описана в посте Fritz Morgen'а, посвящённом Кибершколе. Разумеется, не в моих силах изменить эту порочную практику, однако что-то сделать можно и в рамках конкретного урока.

Что лично меня всегда привлекало в учителях, это — их профессиональные навыки и умения. Например, когда я учился в школе, информатиком у нас был очень сильный программист, и, слушая его, мы к нему прислушивались не просто как к учителю, а ещё и как к профессионалу. И это очень важно, ведь некоторые учителя работают учителями только из-за того, что на большее они не способны. Как говорится "если ничего не умеешь, иди учить других".

Профессионализм и профессиональная состоятельность — важнейшее качество для учителя. Ведь если он является специалистом в определённой области, он всегда в курсе всех основных событий и "происшествий", всегда в мейнстриме. А быть в мейнстриме важно во многих предметах, особенно, в старших классах (быть может, за исключением математики). 

Поэтому в этот понедельник 11 октября по моей просьбе к нам в школу приехал Фриц Морген (за что ему — огромная благодарность от меня и учеников). Мне показалось весьма интересным опытом приглашать в школу на уроки информатики различных людей, работающих в IT, начиная с блоггеров и журналистов и заканчивая специалистами по информационной безопасности. Ведь именно такие люди могут всего за один урок заинтересовать детей настолько, что те впоследствии изменят свои ориентиры. По-моему, круто услышать новости из мира информационной безопасности от специалиста, или тренды в мобильной разработке от мобильного разработчика, или применение IT в бизнесе от бизнесмена. Это повышает доверие и показывает значимость IT-технологий в современной жизни.

Ведь если рассуждать совсем примитивным образом — что нужно от современного работника работодателю? Умение переводить из одной системы счисления в другую? Умения программировать? Логически мыслить? Формально, ни один из этих навыков напрямую не требуется. Но каждый из них может увеличить работоспособность и повысить конкурентоспособность. Что лучше — если менеджер будет обрабатывать числа вручную в течение 2 часов каждый день или напишет небольшой скрипт / программу за 3-4 часа, а затем будет рассчитывать данные автоматически?

Мне, как программисту, видна только часть use-case'ов. Но на самом деле их гораздо больше. И очень интересно услышать их из реальных, а не мифических историй. Поэтому я надеюсь и в дальнейшем приглашать IT-специалистов из различных областей.

Касательно самой встречи — я, честно говоря, ожидал, что всё пройдёт хуже. Конечно, некоторые накладки были, и дети стеснялись в присутствии постороннего человека. Но какая-никакая дискуссия завязалась, и я с большим удовольствием в течение 40 минут слушал отличный рассказ и ответы на вопросы. На будущее, правда, необходимо отметить, что часть вопросов всё-таки лучше готовить заранее, чтобы не возникало промежуточных пауз. Хотя и без этого экспромтом получилось всё отлично.

Отзывы детей я пока ещё не успел собрать полностью, но те, которые я слышал, были положительными. Не все, к сожалению, знали, кто приехал и зачем, но многим понравилось. Надеюсь, что кто-то из них в будущем свяжет свою жизнь с IT и/или предпринимательством в этой области. В конце концов, Фриц Морген рассказал много интересных вещей в этой области, и я видел интерес к ним у учеников. 

В общем и целом, опыт оказался положительным, и я собираюсь его повторить. Надеюсь, к нам ещё как минимум раз приедет Фриц Морген. Если у кого-то из читателей вдруг возникло желание рассказать что-нибудь о своей работе в области IT, пишите, с удовольствием послушаем.

p.s. Получилось немного сумбурно, но впечатлений слишком много, чтобы составить связный рассказ.

(Изображение было взято отсюда)

13 комментариев:

  1. Дети стеснялись в присутствии постороннего человека? По-моему, стеснялся он:)

    ОтветитьУдалить
  2. Сделайте мне скидку — последний раз я был на уроке 17 лет назад.

    ОтветитьУдалить
  3. ИМХО, получилось отлично. Даже несмотря на этот факт.

    ОтветитьУдалить
  4. А что касается лекции, на мой взгляд действительно все прошло неплохо. Было интересно, были упомянуты важные, полезные вещи, затронуты нужные проблемы. Лично мне понравилось, но я все же не поняла вот чего: зачем было нужно приглашать Олега, и отнимать у занятого человека столько времени? У него и без нас, думаю, очень много работы и прочих дел. Вы ведь сами отлично знаете и понимаете все то, о чем рассказывал нам он. Вы, впрочем, задавали самое наибольшее колличество вопросов. Так не эффективнее ли было Вам самому прочитать нам эту лекцию? Тем более, что Вы менее стеснительны, и если бы говорили Вы, прослушать эту лекцию была бы возможность у всех учеников, а не лишь у одной группы.
    P.S. И все же Фрицу Моргену я лично очень благодарна. Спасибо ему за лекцию и уделенное нам время.

    ОтветитьУдалить
  5. Я смотрю на многие вещи со своей колокольни. Что же касается опыта ведения бизнеса — то у Фриц Моргена его в разы больше, чем у меня. Свежий, независимый и профессиональный взгляд всегда интерес и даёт опыт, которые впоследствии поможет иначе смотреть на некоторые вещи.

    ОтветитьУдалить
  6. Ну, в принцепе Вы правы. Согласна.

    ОтветитьУдалить
  7. Женя, а ты сам не хочешь по астрономии что-нибудь рассказать? Наверняка детям должно быть интересно про астероиды послушать!

    ОтветитьУдалить
  8. А меня там не было... :(

    ОтветитьУдалить
  9. Да, кстати:) Хорошая идея:) Александра, спасибо)
    Евгений, что скажете? Прочитаете нам лекцию?

    ОтветитьУдалить
  10. У нас всё-таки информатика, а не физика :)

    ОтветитьУдалить
  11. Это неважно!:) Важно то, что заинтересованных лиц будет много. Я уверена, что многие захотят послушать. Это действительно интересно.
    Пожалуйста...
    P.S. Группу заинтересованных лиц могу в очередной раз взять на себя. Я соберу интересующихся:)

    ОтветитьУдалить
  12. В любом случае:

    а) мне нужно подумать
    б) это явно следует делать не на уроке информатики

    ОтветитьУдалить