26 окт. 2010 г.

О правах и положении детей в школах

В связи с участившимися попытками ввода ювенальной юстиции в России (подробнее по ссылке) всё чаще и чаще разговор заходит о правах детей. Несмотря на то, что лично я отношусь к введению данного института резко отрицательно, нельзя не замечать, что во многих случаях имеют место массовые нарушения прав детей, которые впоследствии могут привести к трагедии. На написание этого поста меня подтолкнуло событие, свидетелем которого я недавно был.
В одном из классов, где я преподаю информатику, есть одна девочка. У неё — технический склад ума и, по моему скромному мнению,  она — одна из лучших учеников по техническим предметам. Особым бонусом является её способность к мышлению. Но суть не в этом. Мы решали контрольную и после урока на перемене с ней и несколькими другими учениками разбирали несколько задач из ЕГЭ. Так получилось, что просидели мы всю перемену. И так случилось, что следующего урока у меня не было, поэтому из кабинета нужно было уходить. Мы начали собираться, когда пришла другая учительница и начала на нас "гнать" (другого слова подобрать не могу). При этом вместо того, чтобы высказать всё мне (ведь я задерживал учеников), она начала "орать" (здесь тоже другого слова придумать не получилось). Разумеется, ученица ответила на чуть повышенном тоне из серии "хватит на меня повышать голос" (заметьте, не орать, а повышать голос), после чего учительница её вывела и отчитывала около 5 минут. Я пытался, как мог, успокоить их, но, к сожалению, без конфликта не обошлось. В итоге ученицу после этого сначала несколько минут я успокаивал, потом — классный руководитель. Нервный срыв был где-то на полтора урока из-за пустяка.
Да, дети сейчас уже не те ©. Что не отменяет того, что они — дети. И пользоваться своим служебным положением и вымещать свои проблемы на детях — это ужасно. Почему бы не накричать на учителя, который задерживал ученика? Ответ прост — потому что я бы послал её в далёкий пеший поход с её претензиями. Разумеется, проще орать на того, кто не может ответить. К тому же можно заметить, что "виноватым сделали" не отстающего и асоциального ученика, а одну из лучших учениц (по общему мнению).

Видимо, многие учителя забыли, что основная задача, которая перед ними ставится, — это обучение детей. И дети, по сути, являются работодателями. И именно перед ними отвечает учитель. Не перед директором, не перед родителями, а перед детьми (особенно в сознательном возрасте). И вести себя так по отношению к ним — это, по меньшей мере, аморально, а по большей — преступно. Таким людям не место в школах. И бороться нужно именно с ними.

p.s. И, самое противное, что учителя в подобных конфликтах встают на сторону коллег. Не разбираясь в том, кто виноват, кто прав, они выносят своё мнение на основе профессиональной "солидарности", часто мотивируя всякими фразами из серии "нельзя так относится к тем, кто старше" и подобное "бла-бла-бла". Когда аргументов нет, в ход идёт всё.