26 окт. 2010 г.

О правах и положении детей в школах

В связи с участившимися попытками ввода ювенальной юстиции в России (подробнее по ссылке) всё чаще и чаще разговор заходит о правах детей. Несмотря на то, что лично я отношусь к введению данного института резко отрицательно, нельзя не замечать, что во многих случаях имеют место массовые нарушения прав детей, которые впоследствии могут привести к трагедии. На написание этого поста меня подтолкнуло событие, свидетелем которого я недавно был.
В одном из классов, где я преподаю информатику, есть одна девочка. У неё — технический склад ума и, по моему скромному мнению,  она — одна из лучших учеников по техническим предметам. Особым бонусом является её способность к мышлению. Но суть не в этом. Мы решали контрольную и после урока на перемене с ней и несколькими другими учениками разбирали несколько задач из ЕГЭ. Так получилось, что просидели мы всю перемену. И так случилось, что следующего урока у меня не было, поэтому из кабинета нужно было уходить. Мы начали собираться, когда пришла другая учительница и начала на нас "гнать" (другого слова подобрать не могу). При этом вместо того, чтобы высказать всё мне (ведь я задерживал учеников), она начала "орать" (здесь тоже другого слова придумать не получилось). Разумеется, ученица ответила на чуть повышенном тоне из серии "хватит на меня повышать голос" (заметьте, не орать, а повышать голос), после чего учительница её вывела и отчитывала около 5 минут. Я пытался, как мог, успокоить их, но, к сожалению, без конфликта не обошлось. В итоге ученицу после этого сначала несколько минут я успокаивал, потом — классный руководитель. Нервный срыв был где-то на полтора урока из-за пустяка.
Да, дети сейчас уже не те ©. Что не отменяет того, что они — дети. И пользоваться своим служебным положением и вымещать свои проблемы на детях — это ужасно. Почему бы не накричать на учителя, который задерживал ученика? Ответ прост — потому что я бы послал её в далёкий пеший поход с её претензиями. Разумеется, проще орать на того, кто не может ответить. К тому же можно заметить, что "виноватым сделали" не отстающего и асоциального ученика, а одну из лучших учениц (по общему мнению).

Видимо, многие учителя забыли, что основная задача, которая перед ними ставится, — это обучение детей. И дети, по сути, являются работодателями. И именно перед ними отвечает учитель. Не перед директором, не перед родителями, а перед детьми (особенно в сознательном возрасте). И вести себя так по отношению к ним — это, по меньшей мере, аморально, а по большей — преступно. Таким людям не место в школах. И бороться нужно именно с ними.

p.s. И, самое противное, что учителя в подобных конфликтах встают на сторону коллег. Не разбираясь в том, кто виноват, кто прав, они выносят своё мнение на основе профессиональной "солидарности", часто мотивируя всякими фразами из серии "нельзя так относится к тем, кто старше" и подобное "бла-бла-бла". Когда аргументов нет, в ход идёт всё.

4 комментария:

  1. Согласен, у нас была учительница по Искусству (типа МХК). Так вот она с теми детьми, которые её не слушались обходилась очень жестоко: била по пальцам, вытягивала стул из-под попы, чтобы "поднять" ученика и выгнать, в результате чего дети падали на пол, а когда они выходили из кабинета эта училка (oh, lol :D) брала их вещи и выбрасывала в коридор. Так вот, жалобы поступали от детей на неё не сразу, поэтому в начале действовала вот эта самая учительская "система солидарности". В решающий момент всё изменилось, когда жалоб стало слишком много (ведь "масса" не может врать!), тогда и уволили её или она сама уволилась (ходили легенды, что её покойная Ирина Николаевна сама уговорила написать заявление от своего имени с просьбой уволиться). Так или иначе, это все учительская "коррупция",которой ученикам надо давать отпор.

    ОтветитьУдалить
  2. Есть, правда, и другая сторона медали — у учителей, по сути, нет никаких юридических и административных рычагов воздействия. Учитель, формально, не может выгнать ученика. Максимум, что он может — это поставить плохую оценку или вызвать родителей. За 2.5 года работы мне осточертили некоторые ученики. Пофиг, что они мешают мне, они мешают окружающим. Например, известный Вам 9а класс страдает именно из-за подобных детей. Я уже проверял — если их "убрать" из класса (например, когда все отправляются на футбол и их нет), то обучение происходит на порядок лучше и быстрее. И дело тут даже не в интеллекте, а в простой дисциплине.

    Необходимо менять обе стороны системы:

    1. С одной стороны, права учеников, как людей и граждан России, должны неукоснительно соблюдаться.
    2. С другой стороны, у учителей должны быть рычаги административного влияния. Например, после 3 замечаний по поведению отстранить от занятий ученика. Или что-то в этом роде. Сейчас нет возможности исключить из школы откровенного *****.

    Ей Богу, можно, конечно, привлекать органы опеки, но добром это не кончится.

    ОтветитьУдалить
  3. С правами детей согласен, а вот на счет учителей - нет. Вот вы говорите о более высоких полномочиях учителей, которые надо ввести, так вот их не ввели, а они уже ими пользуются - так что учителям и так сойдет. А поведение детей объясняется воспитанием и работой социального педагога (если в семье принято ругаться матом, то это плачевная ситуация; но бывает иногда так, что в школе дитя бесится, а при родителях ведет себя хорошо - тогда надо сообщать учителям (а именно социальным педагогам) об этом родителям или по крайней мере проводить беседы с детьми). Вы пытаетесь свести все к "законам и правам", но не все можно решить с помощью этого...

    ОтветитьУдалить
  4. Функции социального педагога — помочь тем, кому можно. Какие рычаги влияния, кроме слов, у него есть? Необходимы вполне конкретные права, которые необходимо дать и учителям, и педагогам в отношении детей, не соблюдающих порядок и поведение в школе. Другие дети не должны страдать из-за подобных людей.

    ОтветитьУдалить