24 дек. 2011 г.

Информатизация образования — пример внедрения и результаты

Фрагмент презентации по циклам в ruby. Тема — программирование.

С начала этого года я наконец-таки реализовал свою давнюю мечту об использовании  современных технологий для организации учебного процесса, наблаго всё-таки уже почти 8-летний опыт работы разработчиком и руководителем этому сильно способствует. Не хочу сейчас детально углубляться в методику, по ней будет отдельная серия постов (с примерами, ссылками, методичками и прочим — всё в общий доступ, разумеется, коли сделано за народные "учительские деньги").  Сейчас я хочу рассказать о результатах этого эксперимента, насколько вообще наша школа готова к информатизации.

Прежде всего, хотелось бы выразить отдельную благодарность директору, который после ремонта сумел "выбить" нужные деньги и закупил проекторы, интерактивные доски, а, главное, одобрил идею. Без всего этого явно было бы туго.

Исходные данные
  • Интерактивная доска и проектор в классе. Первое, кстати, необязательно, достаточно проектора.
  • Нормальный доступ в Интернет.
  • Google-аккаунты у всех учеников (выдано в качестве домашнего задания, справилось около 95%).
  • Интернет у учеников дома (в крупных городах это неактуально, так как к сети подключены все).
  • Школьный сайт с системой автоматического тестирования.
Подготовительный этап
  • Скринкаст по основным сервисам Google.
  • Скринкаст по GMail и Google Docs.
  • Скринкаст по школьному сайту.
Формат уроков
  • Лекция по презентации.
  • Образовательное видео (спасибо, TED).
  • Практические занятия за компьютером (программирование и/или работа в Интернете).
  • Семинар–дискуссия на выбранную тему.
Итого, за прошедшее полугодие получилась следующая статистика:
  • Презентаций по программированию — 8 шт.
  • Презентаций по Google и дополнительным темам — 4 шт.
Домашние задания
Домашние задания предполагалось сдавать исключительно в электронной форме — через e-mail или Google Docs. Второе "внедрялось" в приказном порядке, так как добровольно использовать новые технологии хотят далеко не все. Тут уже возник первый "блин комом" — в среднем, домашние задания делало около 30-40% учеников или даже меньше. Кто-то пытался приносить на листочках (разумеется, 90% таких заданий были просто-напросто списаны). Итого, возникла ситуация, когда количество двоек у некоторых учеников за д/з превысило 5 штук. Нормального выхода из этой "пичальки" я не вижу, но, возможно, со временем что-то придумаем.

Контрольные работы
Контрольные работы проводятся в двух форматах: электронный тест или устный зачёт. Зачёт проводится единожды в конце полугодия. Я считаю огромным плюсом введение именно электронной системы тестирования. 
  1. Во-первых, больше не возникает вопросов, какую оценку и за что я получил. Оценка ставится компьютером на основании количества ответов. Все данные, включая ответы, записываются. Апелляция возможна, но на практике спорить особо не с чем — правильный ответ может быть только один.
  2. Второй плюс — умешилось количество списывающих. Действительно, один раз в базу вносится несколько сотен вопросов, на тест из них выбирается 5-10 штук. Пересечения с соседями маловероятны.
  3. Третий плюс — контрольная работа теперь даётся ровно на 10 минут. Через 10 минут тест автоматически прекращается. Не возникает ситуации "дайте ещё минуту дописать" и пр. В итоге на одном уроке можно успеть и рассказать что-то, и провести полноценную контрольную работу.
  4. В-четвёртых, по тестам легко видна динамика. Если человек постепенно "врубается" в тему, оценки увеличиваются.
Для тех, кто изначально настроен против тестов, специально поясняю: в информатике тестовая система вполне оправдана. Зачастую многие вопросы могут иметь только один ответ, поэтому формат "выберите верный ответ" вполне корректен. Более того, чтобы исключить возможные ошибки, в конце полугодия проводился устный зачёт по презентациям. Если оценка за зачёт была выше тестовой, то ставилась максимальная. Кстати, случаев сильных расхождений не было, что ещё раз подтверждает объективность такой системы.

Предварительные итоги
Итоги меня несколько удивили. Практически все классы строго разделились на 2 лагеря: те, для кого это просто (оценка 5 и оочень редко — 4) и те, кто "забил" (оценка 2 и оочень редко — 3). Здесь я бы хотел пояснить ещё несколько моментов: после регистрации в GMail я выдал всем свой e-mail для консультаций. У избранных есть даже скайп :) Многие воспользовались данной возможностью. В первую неделю я получил суммарно около 1000 писем / комментариев в Google Docs. Те, кто действительно хотел разобраться в теме, сумели этим воспользоваться. Я потратил около 3-5 дней в сумме, чтобы обстоятельно ответить на каждый вопрос, но это того стоило. Таким образом исключается проблема с консультациями — я всегда на связи. К сожалению, неуспевающие ученики этими возможностями не пользуются.

Причины для неуспеваемости практически всегда одни и те же: на уроках человек занимается всем чем угодно, кроме того, чтобы слушать и/или делать. Лидерами в моём маленьком хит-параде стали:
  1. Списывание домашнего задания по алгебре.
  2. Списывание домашнего задания по биологии.
  3. Списывание домашнего задания по остальным предметам.
  4. Просмотр видео, у кого есть iPhone.
  5. Разговор с соседями.
Первое время я пытался с этим бороться. Но потом осознал достаточно простую вещь — от постоянных пререканий качество урока снижается. То есть, в итоге страдают те ученики, которым информатика интересна. И принял соломоново решение — не отвлекаться, если, конечно, не начинается ор. В конце концов, я учу 10-11 классы, где ученикам уже по 15-18 лет. Я считаю данный возраст достаточным для того, чтобы принять взвешенное решение. 

Ну и, наконец, результаты с оценками. Отдельно замечу, что в 90% случаях итоговая оценка совпала со средней оценкой за тесты и с оценкой за зачёт. То есть, тесты дают вполне объективную картину.


Выводы
На самом деле, проблема российской образовательной системы не в отсутствии информатизации. Проблема, прежде всего, в том отношении, которое сейчас есть у общества и, соответственно, которое проецируется на учеников родителями. Школа не прививает самого важного качества специалиста — ответственности. Дети привыкают ещё со средней школы к тому, что оценку 3 им поставят всегда. А если всегда поставят, то зачем стараться? Некоторые, например, не понимают, зачем им, к примеру, нужна информатика. Серьёзно, современный школьник, ежедневно пользуясь информационными технологиями, считает, что e-mail, on-line документооборот и прочие сервисы ему будут не нужны. Вот мы на выходе и получаем, согласно диаграммам, 60-80% "менеджеров", то есть, людей, которые не способны ни на какую нормальную работу. Первый же кризис и/или падение цены на нефть оставит таких людей без работы. Кто будет виноват? Конечно же, правительство, чиновники, евреи, в общем, кто угодно, кроме них самих. А на самом деле, всё началось именно со школьной скамьи.