24 дек. 2011 г.

Информатизация образования — пример внедрения и результаты

Фрагмент презентации по циклам в ruby. Тема — программирование.

С начала этого года я наконец-таки реализовал свою давнюю мечту об использовании  современных технологий для организации учебного процесса, наблаго всё-таки уже почти 8-летний опыт работы разработчиком и руководителем этому сильно способствует. Не хочу сейчас детально углубляться в методику, по ней будет отдельная серия постов (с примерами, ссылками, методичками и прочим — всё в общий доступ, разумеется, коли сделано за народные "учительские деньги").  Сейчас я хочу рассказать о результатах этого эксперимента, насколько вообще наша школа готова к информатизации.

Прежде всего, хотелось бы выразить отдельную благодарность директору, который после ремонта сумел "выбить" нужные деньги и закупил проекторы, интерактивные доски, а, главное, одобрил идею. Без всего этого явно было бы туго.

Исходные данные
  • Интерактивная доска и проектор в классе. Первое, кстати, необязательно, достаточно проектора.
  • Нормальный доступ в Интернет.
  • Google-аккаунты у всех учеников (выдано в качестве домашнего задания, справилось около 95%).
  • Интернет у учеников дома (в крупных городах это неактуально, так как к сети подключены все).
  • Школьный сайт с системой автоматического тестирования.
Подготовительный этап
  • Скринкаст по основным сервисам Google.
  • Скринкаст по GMail и Google Docs.
  • Скринкаст по школьному сайту.
Формат уроков
  • Лекция по презентации.
  • Образовательное видео (спасибо, TED).
  • Практические занятия за компьютером (программирование и/или работа в Интернете).
  • Семинар–дискуссия на выбранную тему.
Итого, за прошедшее полугодие получилась следующая статистика:
  • Презентаций по программированию — 8 шт.
  • Презентаций по Google и дополнительным темам — 4 шт.
Домашние задания
Домашние задания предполагалось сдавать исключительно в электронной форме — через e-mail или Google Docs. Второе "внедрялось" в приказном порядке, так как добровольно использовать новые технологии хотят далеко не все. Тут уже возник первый "блин комом" — в среднем, домашние задания делало около 30-40% учеников или даже меньше. Кто-то пытался приносить на листочках (разумеется, 90% таких заданий были просто-напросто списаны). Итого, возникла ситуация, когда количество двоек у некоторых учеников за д/з превысило 5 штук. Нормального выхода из этой "пичальки" я не вижу, но, возможно, со временем что-то придумаем.

Контрольные работы
Контрольные работы проводятся в двух форматах: электронный тест или устный зачёт. Зачёт проводится единожды в конце полугодия. Я считаю огромным плюсом введение именно электронной системы тестирования. 
  1. Во-первых, больше не возникает вопросов, какую оценку и за что я получил. Оценка ставится компьютером на основании количества ответов. Все данные, включая ответы, записываются. Апелляция возможна, но на практике спорить особо не с чем — правильный ответ может быть только один.
  2. Второй плюс — умешилось количество списывающих. Действительно, один раз в базу вносится несколько сотен вопросов, на тест из них выбирается 5-10 штук. Пересечения с соседями маловероятны.
  3. Третий плюс — контрольная работа теперь даётся ровно на 10 минут. Через 10 минут тест автоматически прекращается. Не возникает ситуации "дайте ещё минуту дописать" и пр. В итоге на одном уроке можно успеть и рассказать что-то, и провести полноценную контрольную работу.
  4. В-четвёртых, по тестам легко видна динамика. Если человек постепенно "врубается" в тему, оценки увеличиваются.
Для тех, кто изначально настроен против тестов, специально поясняю: в информатике тестовая система вполне оправдана. Зачастую многие вопросы могут иметь только один ответ, поэтому формат "выберите верный ответ" вполне корректен. Более того, чтобы исключить возможные ошибки, в конце полугодия проводился устный зачёт по презентациям. Если оценка за зачёт была выше тестовой, то ставилась максимальная. Кстати, случаев сильных расхождений не было, что ещё раз подтверждает объективность такой системы.

Предварительные итоги
Итоги меня несколько удивили. Практически все классы строго разделились на 2 лагеря: те, для кого это просто (оценка 5 и оочень редко — 4) и те, кто "забил" (оценка 2 и оочень редко — 3). Здесь я бы хотел пояснить ещё несколько моментов: после регистрации в GMail я выдал всем свой e-mail для консультаций. У избранных есть даже скайп :) Многие воспользовались данной возможностью. В первую неделю я получил суммарно около 1000 писем / комментариев в Google Docs. Те, кто действительно хотел разобраться в теме, сумели этим воспользоваться. Я потратил около 3-5 дней в сумме, чтобы обстоятельно ответить на каждый вопрос, но это того стоило. Таким образом исключается проблема с консультациями — я всегда на связи. К сожалению, неуспевающие ученики этими возможностями не пользуются.

Причины для неуспеваемости практически всегда одни и те же: на уроках человек занимается всем чем угодно, кроме того, чтобы слушать и/или делать. Лидерами в моём маленьком хит-параде стали:
  1. Списывание домашнего задания по алгебре.
  2. Списывание домашнего задания по биологии.
  3. Списывание домашнего задания по остальным предметам.
  4. Просмотр видео, у кого есть iPhone.
  5. Разговор с соседями.
Первое время я пытался с этим бороться. Но потом осознал достаточно простую вещь — от постоянных пререканий качество урока снижается. То есть, в итоге страдают те ученики, которым информатика интересна. И принял соломоново решение — не отвлекаться, если, конечно, не начинается ор. В конце концов, я учу 10-11 классы, где ученикам уже по 15-18 лет. Я считаю данный возраст достаточным для того, чтобы принять взвешенное решение. 

Ну и, наконец, результаты с оценками. Отдельно замечу, что в 90% случаях итоговая оценка совпала со средней оценкой за тесты и с оценкой за зачёт. То есть, тесты дают вполне объективную картину.


Выводы
На самом деле, проблема российской образовательной системы не в отсутствии информатизации. Проблема, прежде всего, в том отношении, которое сейчас есть у общества и, соответственно, которое проецируется на учеников родителями. Школа не прививает самого важного качества специалиста — ответственности. Дети привыкают ещё со средней школы к тому, что оценку 3 им поставят всегда. А если всегда поставят, то зачем стараться? Некоторые, например, не понимают, зачем им, к примеру, нужна информатика. Серьёзно, современный школьник, ежедневно пользуясь информационными технологиями, считает, что e-mail, on-line документооборот и прочие сервисы ему будут не нужны. Вот мы на выходе и получаем, согласно диаграммам, 60-80% "менеджеров", то есть, людей, которые не способны ни на какую нормальную работу. Первый же кризис и/или падение цены на нефть оставит таких людей без работы. Кто будет виноват? Конечно же, правительство, чиновники, евреи, в общем, кто угодно, кроме них самих. А на самом деле, всё началось именно со школьной скамьи.

45 комментариев:

  1. Абсолютно согласна.
    Система проведения уроков в этом году настолько подскочила в развитии, что в сравнении с предыдущими годами, я бы ее приблизила к идеальным (закрыв глаза на мелочи). Очень много изменилось.
    Не имею представления, как это расценивают другие, но я невероятно довольна.

    ОтветитьУдалить
  2. Посмотрите на статистику Вашего класса. Думаю, она говорит сама за себя, сколько довольно, а сколько — нет.

    ОтветитьУдалить
  3. Они не способны оценить это правильно. Они просто не умеют это видеть.
    Я пыталась примерно представить сколько времени и труда потратилось и тратится сейчас на все это: материал, презентации, сайт, тесты и их работоспособность — не получилось. Но, полагаю, что не мало. Особенно, если учесть, что практически все это Вы делаете вручную.

    ОтветитьУдалить
  4. Делать-то надо один раз, а дальше можно использовать уже готовые наработки.

    ОтветитьУдалить
  5. Женя, огромное спасибо за пост! Прочитал и понял, что просто буду умолять тебя придти выступить ко мне на Клуб. И не про технологию, а про педагогическую позицию. Я бы очень хотел, чтобы мои учителя тебя послушали. А?

    ОтветитьУдалить
  6. Если меня по результатам педсовета не уволят, то без проблем смогу зайти. Особенно, если учесть, что мне в этом году надо аттестацию проходить. Сойдёт за "публичное выступление".

    Единственно, надо вначале согласовать время, место, формат и технологии (в смысле, что мне дадут).

    По технологиям - к концу года у меня будет полный комплект презентаций для обучения программированию 10-11 классов. А со следующего года - ещё и 8. ИМХО, это - самая лучшая часть такой схемы - повторное использование.

    ОтветитьУдалить
  7. Спасибо большое за сообщение!
    Я учитель физики. Уже второй год пытаюсь проводить подобную работу в 10-11 классах. Ситуация, результаты - все очень похоже.
    Меня тоже всегда удивляет ситуация с on-line консультациями. Казалось бы, всегда на связи, бесплатно, но тоже очень немногие пользуются этим.
    С Вашими выводами я полностью согласна.
    А с педсоветом...Я Вам очень сочувствую. Представляю, что было бы у нас в таком случае...
    Но Вы, молодец!

    ОтветитьУдалить
  8. Выскажу догадку - совет,относительно малого участия в online консультациях.
    1 Учащийся должен иметь возможность задать вопрос анонимно.
    2.На вопросы отвечает не учитель, а кто-то из лучших учеников.
    Тогда общение пойдет по схеме : Взрослый - Взрослый, а не Родитель - Дитя (Эрик Берн)
    В иерархии потребностей по Маслоу - потребность в безопасности следующая за голодом.

    ОтветитьУдалить
  9. galina:
    Причём пользуются, в основном, отличники и хорошисты.

    Вадим:
    Делали и такую схему. В одном классе проводились доп. занятия и online, и offline учениками этого класса. Последние выдержали 2 урока, после чего заявили, что, по их мнению, это - бесполезная трата времени :) Так что проблема не в этом.

    ОтветитьУдалить
  10. Я тоже пробовала похожие схемы для доп. занятий. А также совместное обсуждение домашних задач в Google документах. Т.е они могли спрашивать друг у друга, а также "выкладывать" решенные задачи, чтобы другие могли посмотреть, задать вопросы. Участвуют обычно несколько человек. А большинство даже не заглядывают туда. Хотя и собираются сдавать экзамены.

    ОтветитьУдалить
  11. Да, к сожалению, это вырождается в "колхоз", когда делает один, а с него списывают 10 других. Вообще, домашние задания в Google Docs - я считаю, это - наиболее правильный подход. Всё видно, есть история изменений, можно спросить / ответить, можно пригласить других посмотреть.

    ОтветитьУдалить
  12. Евгений, Вы очень нужны нашему Клубу.

    ОтветитьУдалить
  13. Попробуем договориться с Юрием. Давно хотели, но всё как-то не получалось.

    ОтветитьУдалить
  14. Спасибо. Это так совпадает с тем, что делает наша команда в 550-й питерской школе. По духу. Работаем, правда, не в Google, а в Мудле. Особенно зацепила фраза "Школа не прививает самого важного качества специалиста — ответственности". Мы как раз с этого начали - заявив и стараясь это "додавить" - переложить центр тяжести ответственности на самих учеников. В чем-то пошли дальше (или в сторону). Например, мы предлагаем ученикам разноуровневые траектории одного и того же курса. Примерно половина выбирает повышенный уровень и получает при этом много больше, чем в прежней "стандартной" ситуации. И ничего не имеем против списывания домашних заданий. Пожалуйста, решайте вместе, объясняйте друг другу. Но тест, а потом устный зачет покажет, кто как освоился с материалом. Поэтому тесты и зачеты проводим почаще - раз в месяц, а раз в три месяца - итоговый зачет по тематическому блоку. На днях провели очередной зачет. На повышенном уровне сдали все, на уровне плинтуса (как Вы говорите, "менеджеры") - единицы. Но тут же активизировались, посыпались вопросы, просьбы дать дополнительные задания для тренировки перед пересдачей. Система "передачи ответственности" работает :)

    ОтветитьУдалить
  15. Иду тем же путем с очень схожими результатами и выводами. Практический вопрос, а где Вы взяли несколько сот тестовых заданий, сами придумали? Если да, то снимаю шляпу, это подвиг!

    ОтветитьУдалить
  16. Ольга:

    Про Moodle слышал и даже немного пользовался, правда, как программист, а не как учитель. С удовольствием бы посмотрел. Когда я выбирал, Google подошёл тем, что всё уже готово к работе. А collaboration tool в Google Docs — это что-то с чем-то. Более удачной реализации, признаюсь, не видел.

    Разноуровневые траектории — это правильно. Я вообще хочу стремиться к тому, чтобы человек в 8 классе при желании и знаниях мог спокойно изучать программу 11 класса и/или даже ВУЗа. Благо, примеры имеются.

    И ещё один момент, на мой взгляд самый важный. Мне часто говорили раньше, что учитель должен ориентироваться на весь класс. То есть, заниматься с отстающими, держаться где-то посередине. ИМХО, это — ужасная идея. Прежде всего надо ориентироваться на заинтересованных. У меня есть примеры учеников, которые, скажем так, не блещут на остальных предметах, но очень неплохо изучили курс информатики. Вот в них и надо вкладывать. Кой смысл тянуть на верх бездаря, доводя его уровень до 3? Угробите в 2 раза больше сил, чем улучшая навыки отличников. Кстати, методика работает для всех, кому интересна информатика.

    По схеме тесты + устный зачёт: тесты я стараюсь проводить каждую неделю. Промежуточные. Без пересдачи за редким исключением. Тоже, кстати, плохая методика. Пересдачами мы, получается, говорим — не надо готовиться. Попробуй сначала наудачу. А если "халява не прокатит", тогда уж выучи. Идея пересдач была в другом — в улучшении своих знаний. Взвесив все "за" и "против", я пришёл к выводу, что пересдачи тестов — зло. Только устного зачёта, и то — в ограниченном объёме.

    ОтветитьУдалить
  17. Александр:
    На самом деле, это всё достаточно просто. Задания-то однотипные. Быстренько набросал в Numbers (аналог Excel), экспортировал в CSV, закачал в систему. В принципе, по некоторым темам вообще можно генераторы заданий писать, типа "Кодирования" и "Систем счисления". Потратил буквально несколько часов.

    В будущем планирую выдавать задания для учеников старших классов "набивать" задания младшим.

    P.S. Кстати, в ближайшие месяцы все задания будут также выложены в открытый доступ. Можно будет свободно пользоваться :)

    ОтветитьУдалить
  18. Евгений,
    "Прежде всего надо ориентироваться на заинтересованных."
    Я подписываюсь.

    Что касается "посмотреть" - заходите, буду рада встрече. olga.tyzova@gmail.com. Я бы, если можно, тоже на "что-то с чем-то" с удовольствием посмотрела.

    ОтветитьУдалить
  19. Без проблем. Можно в январе либо договориться об открытом уроке, либо как-то иначе.

    ОтветитьУдалить
  20. Спасибо. А школа где территориально находится?
    Продолжая тему...
    Евгений: "Первое время я пытался с этим бороться. Но потом осознал достаточно простую вещь — от постоянных пререканий качество урока снижается"
    А Вы не пробовали вообще отказаться от обязательных объяснений для всех? Отказаться от роли "мудреца на сцене"? Мы попробовали. Насколько позволяет менталитет училок эпохи USSR. То есть на уроке стихийно или с помощью "силовых" методов класс распадается на несколько групп:
    1. самодостаточные ученики, которые любят сами читать, разбираться и находить ответы на возникающие вопросы.
    2. консультант (ученик) - консультируемый
    (ученик)
    3. консультант (учитель)- консультируемые (ученики)
    Получается неплохо по многим параметрам.

    Возможна еще одна группа. И такое случается. Консультант (ученик) - консультируемый (учитель).

    Это все про информатику.

    ОтветитьУдалить
  21. Школа 184, Калинский район.

    Теперь по группам учеников:
    1 — таких единицы. Я могу назвать двух из 60-70 человек.
    2 — тоже пробовали. Между сильными ученикам всё проходит нормально. Между сильными и слабыми — не очень. Тут Настя отписалась в первом комментарии, она пробовала помочь своему классу вместе с другими сильными учениками. Взвыла после 2 или 3 занятия :)
    3 — а это уже стандартная схема.

    Вообще, на такое, конечно, надо смотреть "вживую". По моим ощущениям, эти схемы, конечно, хороши, но для сильных учеников. А эти и обычный формат лекция / практика / семинар воспринимают очень неплохо.

    ОтветитьУдалить
  22. >Прежде всего надо ориентироваться на заинтересованных
    И да, и нет. В первую очередь, ориентируясь на более сильных учеников, вы позиционируете себя не как учитель, а как именно Консультант для "частных случаев". Вы таким образом забываете, что помимо 2-х схватывающий учеников, есть еще 28, которые, как предусматривает обращовательная система, должны иметь необхдимый минимум на выходе из школы, который Вы как раз и предоставляете. Вы же нанимались, как Учитель, а не Консультант?

    С другой же стороны, я с вами согласен, как сдающий ЕГЭ. Ведь, действительно, время не резиновое, поэтому то, что можно проработать со стремящимися за тот же час в разы больше, чем со всем классом. К тому же, "масса" выразила свою сознательную точку зрения по поводу необходимости информатики в их дальнейшей жизни.

    ОтветитьУдалить
  23. Смотрите, тут существенное различие — сильные и заинтересованные. Для заинтересованности у нас несколько раз в начале проходят занятия по мотивации + при начале новой темы рассказывается про её применимость. Если человек заинтересовался — он мой "клиент". Если он не заинтересовался, у меня нет душевных сил, чтобы насильно его заинтересовать. Да и не моя это задача. У человека есть свобода выбора и свобода воли. 14-18 лет — солидный возраст, возраст, в котором можно принимать взвешенные решения.

    Если весь класс будет заинтересован, следовательно, со всеми найдём общий язык. Школьная программа, даже на профильном уровне, до безобразия проста. Занимаясь с мотивированным человеком 1 на 1 я за полгода смогу его научить всему курсу информатики + 100 баллов ЕГЭ. Так что тут проблема именно в мотивации и ответственности.

    ОтветитьУдалить
  24. >Если он не заинтересовался, у меня нет душевных сил, чтобы насильно его заинтересовать. Да и не моя это задача. У человека есть свобода выбора и свобода воли. 14-18 лет — солидный возраст, возраст, в котором можно принимать взвешенные решения.

    Здесь я не спорю, выбор можно какой-то сделать. Но, блин, быть учеником в 14-18 не предполагает, что я могу вот так взять и отказаться от информатики, потому что даже при мотивации я не вижу практического применения его в будущем.
    Вообще, как раз в 14-17 у учеников складывается узкое мировоззрение: есть вещи "нужные", есть - "ненужные", но, поскольку до 18 лет ты все еще личинка человека, предполагается, что ты сам не знаешь, что есть что. Поэтому нам из года в год вбивают одну и ту же мораль, что то, что мы изучаем есть необходимый минимум не только в 18 лет, но и в дальнейшей жизни.

    ОтветитьУдалить
  25. Мотивация - устаревший совковый метод. Сейчас, в век информационных технологий, любой ученик может просто забить на учебу, объясняя это тем, что даже если ему понадобится узнать о фазах мейоза или об основах ООП, у него тупо под рукой окажется Интернет, и ему не придется краснеть. И так будет. И в этой ситуации самым худшим является ответная реакция учителя, мол "...Если он не заинтересовался, у меня нет душевных сил, чтобы насильно его заинтересовать. Да и не моя это задача..." Здесь допущено как минимум 2 ошибки. Во-первых, халатность. Учитель, Великий Носитель Истины в своей специальности, должен из кожи вон лезть, чтобы доказать Ученику, что его предмет нужен ему здесь и сейчас. Во-вторых, отвественность. Современное положение вещей такое, что учитель больше не несет ответственности ни за что. Совсем. (Особенно отчетливо это видно в классах 10-11)И вот тогда вектора учителя и ученика направлены в противоположные стороны, но по модулю - одинаковые: ученик не видит смысла учиться 11 лет (предсказываю: образовательная система через пару лет изменится и срок сократиться. Тогда будущие ученики будут насмехаться над бывшими), ему пофиг на школу, учителю пофиг на его неуспеваемость, родителям, в виду его самостоятельности, как бы пофиг на образовательное будущее (свобода выбора, хрен ли) - так что же ловить в этой дыре столько лет? А учитель забивает на него, как на тяжелый случай и все свое искусство тратит на оправдания. То есть учитель, НАПРИМЕР, не собирается брать вину на себя за пары, поставленные 60-70 (точно не знаю) процентам учеников лишь потому, что в классе есть еще 2-3 человека, заинтересованные в этом, у которых, естественно, 5. Тогда он ищет оправдание во всем: в доступных презентациях, в подробном объяснении темы урока... Но он упускает 1 маааааленькую фигню. Оказывается, класс предыдущие 2 года был разделен на 2 лагеря: Сильные и Слабые. Сильные занимались в большинстве своем программированием, Слабые - Поиском глубинного смысла в бессмысленных учебниках. И теперь, в 11, выпускном классе, полная ерунда. Без всякого предупреждения и введения, Слабые должны на лету схватывать программирование на Ruby, которое Сильные уже 2 года изучают. Так образуется не просто пропасть, а целая Бездна.
    Я понимаю, я не в числе слабых, повода вякать у меня особого и нет, но есть какие-то Понятия, по которым нужно жить, так почему бы не использовать их и в работе учителем. Странно, у врачей есть Клятва Гиппократа и гроши, которые они получают за свой труд, у учителей никаких Понятий, но зато они шикуют в выпускной, лихо отмечают день учителя, получают какие-то премии и пр. ништяки + подрабатывают на стороне репетиторством, при этом бастуют громче всех...

    Избранные цитаты. (практически слово в слово)
    1. Ученик: "Блиин, на фиг мне нужна эта алгебра в институте, если я иду на экономиста? Что мне делать с этими синусами и косинусами? Ведь достаточно просто хорошо считать и все."
    2. Учитель: "Ты не сдашь ЕГЭ по ... Пересдать? Нет. Ну и что, что время есть. Тебе уже ничто не поможет, понимаешь, %имя%? А с недавних пор вышло распоряжение, что я не несу ответственность за твою лень и нежелание бороться за тройку (!!!). Теперь это проблема твоих родителей, пусть они пишут заявление или отдадут репетитору... - мне все равно!"
    Имена не указаны нарочито.

    ОтветитьУдалить
  26. >Но, блин, быть учеником в 14-18 не предполагает, что я могу вот так взять и отказаться от информатики, потому что даже при мотивации я не вижу практического применения его в будущем.

    Я тоже не хочу учить тех, кто не хочет учиться информатике. Но у меня нет выбора. Как и у Вас. За Вас решило государство. Вы можете отказаться от обучения в 10-11 классах. Тогда у Вас не будет информатики. Надо различать желания и обязанности. Учиться — это обязанность. Возможно, это изменится после введения нового государственного стандарта.

    Кстати, я вот не хочу платить налоги в Пенсионный фонд. Но выбора у меня нет. Я не вижу их практического применения ДЛЯ меня в будущем. Чувствуете корреляцию?

    ОтветитьУдалить
  27. >Мотивация - устаревший совковый метод. Сейчас, в век >информационных технологий, любой ученик может просто забить на >учебу, объясняя это тем, что даже если ему понадобится узнать о фазах >мейоза или об основах ООП, у него тупо под рукой окажется >Интернет, и ему не придется краснеть. И так будет.

    Вы здесь неправы в выводах. Да, действительно, имея под рукой Интернет, всегда можно найти нужную информацию. НО — не каждую. За последние два года я провёл собеседования (на программиста) у примерно 200-300 человек. Прекрасно видно, как эрудиция и знания влияют на уровень. Я не знаю НИ одного хорошего программиста, который бы исповедовал такую позицию. Да, бывают узкие специалисты, но поверхностно они знают множество информации и постоянно интересуются новым.

    А так, да, можно не учить, к примеру, биологию. А потом (реальный случай) Вам врач, государственный (!!!), пропишет для лечения от ОРЗ оциллококцинум. Вы будете лечиться этой гомеопатией, даже не понимая, что Вам, по сути, продали сахар. Ровно также Вы будете слушать "зомбоящик", который будет вещать АБСОЛЮТНУЮ чушь, не умея отличать её от правды тупо из-за недостатка знаний. Вот и весь результат такой системы.

    В принципе, мне выгоден такой путь школы. Это означает, что я буду до своей пенсии весьма и весьма востребован.

    > Сильные и Слабые. Сильные занимались в большинстве своем >программированием, Слабые - Поиском глубинного смысла в >бессмысленных учебниках. И теперь, в 11, выпускном классе, полная >ерунда. Без всякого предупреждения и введения, Слабые должны на >лету схватывать программирование на Ruby, которое Сильные уже 2 >года изучают. Так образуется не просто пропасть, а целая Бездна.

    Беда-беда-пичалька. Конечно, это не совсем правильно. Но специально для этого в этом году был организован курс по ruby с нуля. С полного нуля. Он не требовал никакой подготовки. Я более чем уверен, что любой ученик из любого класса способен освоить данный курс без дополнительных знаний, ПРОСТО включив мозг и занимаясь дома не "на, подавись", а пытаясь действительно разобраться. Контрпример есть в 10 классе — та же ситуация. Ученик из другой школы, информатику особо не проходил, курс по ruby в прошлом году не слушал. Имеет 5 в полугодии. Значит, можно?

    Кстати, блоги тоже вести "непонятно как"? Сколько человек из класса ведут регулярно блоги в соответствии с заданием? Тем, у кого по блогу была стабильная 5, я не ставил оценку 2. Правда, таких было оочень немного. А уж для этого задания вообще ничего не надо, кроме 30 минут 2 раза в неделю.

    ОтветитьУдалить
  28. >Странно, у врачей есть Клятва Гиппократа и гроши, которые они >получают за свой труд, у учителей никаких Понятий, но зато они >шикуют в выпускной, лихо отмечают день учителя, получают какие-то >премии и пр. ништяки + подрабатывают на стороне репетиторством, >при этом бастуют громче всех...

    Не знаю "за всех учителей", могу ответить за себя. Понятий нет, так как понятия — это вообще термин "зоны". Есть чёткий свод законов и правил. Вы можете ознакомиться с ними: ФЗ "Об образовании", Устав школы + нормативные акты по педагогическим работникам (см. право.ру, к примеру). Насколько мне известно, конкретно я не нарушаю ни одного закона.

    Теперь по "ништякам", как Вы говорите.
    Моя ЗП за официальные 0.6 ставки (то есть, 36*0.6 = примерно 20) часов составляет около 7000 рублей (с вычетом налогов). На бензин до школы я трачу порядка 2000 рублей, на "покушать" до и/или после — ещё 5000-10000. В общем, уже в минусе.

    На выпускные я не ходил и, честно говоря, не особо хочу. Пригласят — подумаю, но, максимум, буду только на официальной части (заставят).

    Далее, ништяки в виде премий. Да, Вы правы — 2 раза в год дают. Перед отпуском и НГ. Равны максимум ЗП или чуть меньше.

    Чтобы было с чем сравнивать: на обычной моей работе такую прибыль я могу получить примерно за 1-2 дня работы. Вот и скажите мне — где будет работать среднестатистический специалист? Обучать детей за ЗП, равную 1-2 дням нормальной работы? Отсюда и имеем текущую ситуацию.

    Репетиторство — не занимаюсь, да и желания не имею. С моими запросами мало кто сможет их оплатить.

    Я ответил на Ваш вопрос?

    >1. Ученик: "Блиин, на фиг мне нужна эта алгебра в институте, если я >иду на экономиста? Что мне делать с этими синусами и косинусами? >Ведь достаточно просто хорошо считать и все."
    >2. Учитель: "Ты не сдашь ЕГЭ по ... Пересдать? Нет. Ну и что, что время >есть. Тебе уже ничто не поможет, понимаешь, %имя%? А с недавних >пор вышло распоряжение, что я не несу ответственность за твою лень >и нежелание бороться за тройку (!!!). Теперь это проблема твоих >родителей, пусть они пишут заявление или отдадут репетитору... - >мне все равно!"

    И? Я считаю, учитель выразился вполне корректно и грамотно. Вытягивать на тройку — это не работа учителя. Задача учителя — выдать доступно материал. Либо в форме лекции, либо в форме "практической работы", в форме проекта и пр. У нас, простите, капитализм, рыночная экономика и конкуренция. Если ученик не может справиться с курсом — его надо оставлять на второй год или отчислять. THIS IS SPARTA! В школьной программе нет ни одного сложного предмета. Более того, школьная программа настолько мала и убога, что её может выучить даже откровенный бездарь (если таковые существуют). Поэтому аргумент "меня не научили", "меня не заставили" не катит. Вот скажите, Вы пойдёте работать. Вы будете так говорить начальнику? Мне не объяснили — я не написал отчёт. Что с Вами сделают после этого? Разумеется, уволят. Если я ставлю задачу программисту, то я не хочу через неделю узнать, что он "этого не проходил" и "не знает, как делать". Это — первый шаг к увольнению. Почему же в школе по-другому? Учитель — такой же начальник, особенно — в старших классах. Его цель — дать возможность научиться. А уж воспользуются ли этой возможностью ученики — это не его проблема.

    >Имена не указаны нарочито.

    Зря. Скажем так — моё можно указывать всегда. Анонимность нужна только в случае, когда Вы нарушаете право на личную жизнь и/или ФЗ о персональных данных. Но это — Ваше право.

    ОтветитьУдалить
  29. >Я тоже не хочу учить тех, кто не хочет учиться информатике. Но у меня нет выбора. Как и у Вас. За Вас решило государство.
    Так, "если пошла такая гулянка", почему бы не взять и не привить интерес к своему предмету. Подход - вещь хорошая. Кто знает, может база по программированию спасет когда-нибудь в будущем ученика в настоящем. Ведь смысл жизни в том, чтобы жить и познавать все, открывать грани в себе. Carpe Diem!
    >Кстати, я вот не хочу платить налоги в Пенсионный фонд. Но выбора у меня нет. Я не вижу их практического применения ДЛЯ меня в будущем. Чувствуете корреляцию?
    Ваш пример не имеет ничего общего с темой беседы. выбор пенсии - закон, выбор образования - свобода.
    >Да, действительно, имея под рукой Интернет, всегда можно найти нужную информацию. НО — не каждую. А будущим юристам и не нужно каждую. Ту же биологию они найдут, если зхаотят. Поскольку они плевать хотели на биологию.

    ОтветитьУдалить
  30. >Ваш пример не имеет ничего общего с темой беседы. выбор пенсии - закон, выбор образования - свобода.
    Вообще-то, имеет. Свободный выбор образования будет у человека лишь по достижению совершеннолетия и выпуска со школы. А до тех пор, основное общее образование обязательно — и это, кстати, закон (Конституция РФ, г.2, ст.43, п.4).

    ОтветитьУдалить
  31. >Ваш пример не имеет ничего общего с темой беседы. выбор пенсии - закон, выбор образования - свобода.

    Образование — тоже закон.

    ОтветитьУдалить
  32. Да-да, самооправдание - вещь хорошая. И все эти разговоры о том, что мы живем в эпоху капитализма и т.д. и т.п. тоже прекрасны, особенно, когда ты вышел победителем. Но в там случае, вы, как учитель - Ноль. Вы не учите. Вы, как я уже писал выше, просто предоставляете услуги. Иначе говоря, вы (ну, образно, не вы конкретно) - товар. Не учитель! Не профессионал! И даже не человек! Вы - товар! Вам платят ваши 7-8к, и вы за них предлагаете свои услуги. Что-то напоминает мне это... И тогда вполне уместен Ваш вопрос: зачем идти работать учителем? Вот и я задаюсь им всю жизнь.

    Моя мама, например, пошла работать учителем не как предоставитель услуг, а как учитель, как человек, желающий научить детей, помочь будущему поколению. Лет до 17 человеку насрать на гомон учителей, на все эти мольбы и просьбы делать ДЗ, нарабатывать тройку и пр. Так вот, моя мама не ради этого тянет двоечников, а ради того, чтобы они имели необходимый минимум знаний.

    В общем, лучшее образование было в эпоху СССР, никто не мог сравниться с ним. Поэтому Стив Джобс признавался, что лучшие специалисты-инженеры в его компании - выходцы из СССР. Сейчас же, только по блату выходят специалисты, которые "прописывают вам от ОРЗ оциллококцинум". А знаете почему? А потому, что его учитель, также объяснял ему химию (или что там им нужно...), как и другие учителя сейчас объясняют свой предмет ученикам.

    ОтветитьУдалить
  33. Я прошу прощения за наглое внедрение в вашу дискуссию, но во мне просто пылает огонь сарказма.
    >Но в там случае, вы, как учитель - Ноль. Вы не учите. Вы, как я уже писал выше, просто предоставляете услуги. Иначе говоря, вы (ну, образно, не вы конкретно) - товар. Не учитель! Не профессионал! И даже не человек! Вы - товар! Вам платят ваши 7-8к, и вы за них предлагаете свои услуги.
    Ну начнем с того, что все мы — люди. И это не изменить ни одной ситуацией. А если говорить о товаре, тогда, исходя из Ваших рассуждений, следует вывод, что все трудозанятые люди — товар. Потому, что любая их работа — в какой-то мере услуги. Услуги, за которые платят. Это во-первых.
    Во-вторых, у Вас нет оснований для заявления о том, что Евгений — ноль, как учитель. Среди его учеников есть те, кого он научил. Научил многому, и в меру качественно.
    >В общем, лучшее образование было в эпоху СССР, никто не мог сравниться с ним
    И снова огонь сарказма. Образование в СССР было лучше лишь тем, что тогда требования и спрос с учеников был в n-ое кол-во выше. Это соответствовало уровню развития самих детей. Сейчас же, в наше время, молодежь заметно деградировала. Будь у них сегодня спрос такой же, как в СССР, школу ни один бы не закончил. Посему учителям приходится подстраиваться под учеников, и снижать уровень, ввиду ограниченности мозга современных детей.

    ОтветитьУдалить
  34. >Да-да, самооправдание - вещь хорошая. И все эти разговоры о том, >что мы живем в эпоху капитализма и т.д. и т.п. тоже прекрасны, >особенно, когда ты вышел победителем. Но в там случае, вы, как >учитель - Ноль. Вы не учите. Вы, как я уже писал выше, просто >предоставляете услуги. Иначе говоря, вы (ну, образно, не вы >конкретно) - товар. Не учитель! Не профессионал! И даже не человек! >Вы - товар!

    Мне нужно самооправдание, так как на мне нет вины. По остальному — сначала помедитируйте на тему того, какие обязанности есть у учителя, и что вообще такое процесс обучения. Нет смысла с Вами спорить, Вы просто не владеете темой.

    >Моя мама, например, пошла работать учителем не как предоставитель >услуг, а как учитель, как человек, желающий научить детей, помочь ?>будущему поколению. Лет до 17 человеку насрать на гомон учителей, >на все эти мольбы и просьбы делать ДЗ, нарабатывать тройку и пр. Так >вот, моя мама не ради этого тянет двоечников, а ради того, чтобы они >имели необходимый минимум знаний.

    Это — её право, возиться с сирыми и убогими. Я не считаю, что надо за уши тянуть человека наверх. Я каждый день вижу "людей", которых вот так со школы тянули. И они всю жизнь считают, что им все обязаны. Учителя обязаны учить, работодатели обязаны платить, друзья обязаны выслушивать и помогать. На западе давно уже не так такого. Более того, там всё на порядке строже. Вам достаточно один раз списать (а списывают в школе практически все), чтобы это "шло" за Вами всю жизнь. На Вас будет "клеймо". В западных университетах никто не "натягивает" на троечку в сессии, никто не занимается по 10 раз дополнительно и не принимает по 10 раз зачёты. Три раза не сдал — до свидания. И ничего, учатся. И никто не считает, что им кто-то что-то обязан.

    >В общем, лучшее образование было в эпоху СССР, никто не мог ?>сравниться с ним. Поэтому Стив Джобс признавался, что лучшие >специалисты-инженеры в его компании - выходцы из СССР.

    Уважаемый, Вы знаете, ОТКУДА эти специалисты? Из каких школ? Я знаю. И более того, я учился в одной из них. И знаете, там учиться сложнее, чем в университете. За один триместр нам читали 1 курс матанализа. Читали по одному разу. Без презентаций и повторов. Не успел записать — твоя проблема. Не выучил — твоя проблема. Не успел сдать зачёт — до свидания. И это не те халявные зачёты, которые провожу я, а действительно настоящие зачёты, когда "шерстят" весь курс целиком, от и до, когда доказательство задачи может занимать несколько листов, и его надо помнить наизусть и/или уметь выводить.

    ОтветитьУдалить
  35. Знаете, за нами никогда учителя не бегали. Кто-то жалуется на сложность д/з, а я помню, когда в 9 классе на каникулы нам дали 100 задач из Демидовича на интегралы. Две 12-листовые тетради, полностью исписанные. И это — только матанализ. И никто не жаловался. Садились и делали. А если не делали — получали свои законные двойки.

    Или, например, наш информатик (отдельное спасибо этому человеку, который научил меня очень многому). Он вообще не был учителем. Он был профессиональным программистом, программистом высочайшего уровня. За одну грамматическую ошибку он заставлял вручную переписывать по 1000 раз указанное слово. За неоптимальный алгоритм (я молчу, кстати, про это, когда принимаю Ваши задачи) можно было получить двойку. Попробуй я так сделать? Поставить 2 за решённую задачу с формулировкой "не оптимально". Или же две его любимые фразы, после которых следовала оценка 2 — "не понял", "слишком длинно". Решение могло быть абсолютно правильным. А за несделанные д/з он ставил оценки "минус 1". А потом при выставлении триместровой считал среднее арифметическое. 2-3 не сделал д/з — можно дальше и не учиться.

    Вот эти люди и стали специалистами-инженерами Apple, люди, которые ответственно подходили к занятиям. И сейчас становятся. Я знаю, где работают некоторых из моих одноклассников и параллели на год старше. И там они благодаря школе. А быдло как было, простите, в попе, так и осталось. Чуть уровень повыше был, так как за плохие отметки могли выгнать из пионеров / комсомола, а это ставило "крест" на многих вещах.

    Да, и кстати — у нас был "продвинутый" уровень по каждому предмету, а не только по техническим. Помнится, у меня при разряде "мастер спорта" была 4 по физкультуре и при выйгранном российском турнире по экспериментальной физике оценка 4 по одноимённому предмету. И ничего, учились, успевали всё.

    Пожалуйста, не пишите то, о чём не знаете или слышали с чужих слов.

    ОтветитьУдалить
  36. > Во-вторых, у Вас нет оснований для заявления о том, что Евгений — >ноль, как учитель. Среди его учеников есть те, кого он научил. Научил >многому, и в меру качественно.

    А что здесь спорить. Посмотрим на результаты ЕГЭ. Если они будут выше средних по городу, значит, качественно. Равны — так себе. Меньше — плохо.

    ОтветитьУдалить
  37. fdsfds:
    Кстати, если Вы такой умный, давайте, встаньте на моё место. На месяц, например. Я даже готов отдать Вам свою ЗП. Научите своих одноклассников. Настя уже столкнулась, столкнитесь и Вы. Темы возьмите из ГосСтандарта от 2007 года. А потом через месяц проведём обычный тест в формате а-ля ЕГЭ по теме и посмотрим на результаты.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Некоторые ученики просто не хотят/не могут усваивать материал.
      http://db.tt/XKXGNjEP
      Очень хороший пример, подмечу, что это не школа.

      Удалить
  38. Я не педагог, я все, что написал - это мои личные наблюдения, как ученика. Кроме того, я уже это говорил, у меня нет оснований жаловаться, потому что я очень доволен тем, что имею, поскольку оптимальнее вас я пока что не представляю никого из учителей информатики. Я уважаю ваш труд, ваш опыт и отдельно ваш период обучения в школе...

    НО!!!!

    Вы - единичный случай. Я про вас конкретно не говорю ничего, а стараюсь мыслить объективнее, на основе наблюдений и выводов путем сложного анализа. Просто хочется быть оптимистичным, верить в общество, окружающее тебя, в его светлое будущее. А соответственно и в Себя.
    P.S. Вас, учителей, этому отдельно учат.

    ОтветитьУдалить
  39. Я имею ввиду Искусство преподавания.

    ОтветитьУдалить
  40. Для fdsfds (жаль, что не представляетесь, скрыли профиль, исключив этим возможность составить о Вас полноценное мнение)

    У человека, жившего почти за 9 веков до нас, чье мировоззрение неимоверно опережало свое время, у математика, астронома Омара Хайяма (миф о его пьянстве давно опровергнут) есть несколько рубаи, очень подходящих к Вашей попытке "побичевать учителей" в лице Евгения:

    Ты при всех на меня накликаешь позор;
    Я безбожник, я пьяница, чуть ли не вор!
    Я готов согласится с твоими словами.
    Но достоин ли ты выносить приговор?

    Тот, кто с юности верует в собственный ум,
    Стал в погоне за истинной сух и угрюм.
    Притязающий с детства на знание жизни,
    Виноградом не став, превратился в изюм.

    С людьми ты тайной не делись своей,
    Ведь ты не знаешь, кто из них подлей.
    Как сам ты поступаешь с Божьей тварью,
    Того же жди себе и от людей.

    Жизнь пронесется, как одно мгновенье,
    Ее цени, в ней черпай наслажденье.
    Как проведешь ее - так и пройдет,
    Не забывай: она - твое творенье.

    И это не укор или нотация, это предложение для Вас, подостыв от "эмоциональной баталии", высказаться, что может быть РЕАЛЬНЫМ ВЫХОДОМ из положения (не всегда идеальным)... Евгений, насколько я знаю, предлагал вполне посильную творческую альтернативу тем, кому информатика "не важна в будущем".

    ОтветитьУдалить
  41. Каждый из нас приходит в мир с определенной целью, каждый должен найти свое место. Общество, школа и родители обязаны помочь детям найти и раскрыть себя. Если ребенка не влечет информатика , он может быть уникален в чем-то другом. Надо всем детям дать попробовать себя во всех областях. Помочь им выбрать, верить в них. Разве здорово умничке-айтишнику жить в обществе тупиц? Здорово, когда каждый талантлив и увлечен в своей области.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Некоторые могут просто ошибиться с выбором, а потом всю жизнь об этом жалеть.

      Удалить