3 нояб. 2010 г.

О самой читающей нации в мире

Когда считалось, что в Советском Союзе жили самые-самые читающие люди на свете. И тому были причины — начиная от невысокой стоимости книг и заканчивая цензурой, плодившей самиздатовские копии диссидентской литературы. Я постоянно сталкиваюсь в своей научной работе с тем, что до где-то 80-х годов есть множество учебников, пособий, монографий, книг по различным тематика, а после 80-х годов — как корова языком слизала. Практически ничего. Так, по-немному, есть что-то из общего, но хорошей специализированной литературы уже не пишут. В лучшем случае переводят.

Помню также своё удивление, когда дав школьникам (8 класс) задание прочитать пару страниц учебника, я с ужасом заметил, что большая часть из них читает по слогам (в том числе и про себя). И, в среднем, на одну страницу они тратят 10 минут. Ещё раз — для того, чтобы прочитать одну страницу им требуется как минимум 10 минут. Сделав несложные калькуляции, можно прикинуть, сколько потребуется времени, чтобы прочитать обычную 600-страничную книгу.

600 страниц x 10 минут = 6000 минут = 100 часов


Если предположить, что в день на чтение человек потратит 2 часа (а это даже с запасом), то получаем следующие замечательные цифры:

  • 100 часов / 2 часа в день = 50 дней на одну книгу
  • 365 дней в году / 50 дней на книгу = (целочисленно) 7 книг в год
Итого, если школьник будет читать по 2 часа в день, то в год он прочитает около 7 книг. Печально, не так ли?

А тут увидел опрос на Хабрахабре с вопросом: "Сколько Вы прочитали книг за последние 12 месяцев". Результаты меня шокировали:

  • 22% — ни одной книги
  • 20% — 1-2 книги
  • 25% — 3-5 книг (и комментарий: люблю читать. Это ж надо, люблю читать. Видимо, люблю раз в 2-3 месяца)
  • 16% — 6-10 книг 
  • 11% — 11-50 книг
  • 4%   — более 50 книг
В общем, результат говорит сам за себя. Простите, но человек, читающий менее 10 книг за год, в общем-то мало похож на человека. Грустно.

11 комментариев:

  1. Почти европейский стандарт. Ничего удивительного.

    ОтветитьУдалить
  2. Почему мы берём всё самое плохое с развитых стран и не берём хорошее?

    ОтветитьУдалить
  3. А вот это верно. Недостатки перенимать мы любим, вместо того, чтобы учиться на чужих ошибках, следовать хорошему примеру и заимствовать лишь полезное. Не грех бы, наконец, и что-то хорошее перенять.
    Ну, конечно, зачем же нам хорошее? Не-не, хорошего ненадо. Нам бы лишь что по-хуже, что по-помоишнее.

    ОтветитьУдалить
  4. Почему не учимся на чужих ошибках? Потому, что проще ничего не делать. Хорошему нужно учиться, а плохо делать - умеем с рождения.

    ОтветитьУдалить
  5. Ребёнок не умеет поступать плохо. Точнее, вряд ли он этого хочет. Если кто и портит, то только общество и родители. Плохому тоже надо учиться, просто учителей много.

    ОтветитьУдалить
  6. Вот именно потому что сейчас никаких нормальных книг не выпускают, я не читаю практически ничего... Кроме классики.
    Единственная книга, а точнее - серия книг, которую я готов все время перечитывать - это Гарри Поттер!

    ОтветитьУдалить
  7. Выпускают, но мало и места знать надо. К тому есть огромное количество старых книг.

    ОтветитьУдалить
  8. Хороших книг и сейчас достаточно. И их не так уж и мало. Кому действительно нужно - найдет, а кому ненужно - ищет отговорки.

    ОтветитьУдалить
  9. Я думаю, такая скорость чтения обусловлена тем, что учебники зачастую написаны совершенно дубовым бюрократическим языком, лишь отдаленно напоминающим русский.
    Вот я, например, читать люблю и читаю много, но как только беру в руки какую-нибудь вузовскую учебную литературу — через пять минут впадаю в анабиоз.

    ОтветитьУдалить
  10. Ну, не знаю. Учебники по истории я, бывало, прочитывал за один-два дня. Равно как и хрестоматию. Можно попробовать провести эксперимент с обычной неучебной литературой, думаю, результаты будут те же.

    ОтветитьУдалить