29 нояб. 2010 г.

Инновации в школе или как добить российское образование

Реформы образования дают о себе знать
Только ленивый нынче не критикует школьное образование. Много говорится о том, что оно не удовлетворяет современным требованиям, что оно морально и физически устарело, что школа — это тюрьма и пр. Предлагается множество идей, как сделать современную образовательную систему лучше. И её действительно надо улучшать. По опыту своей работы могу отметить, что около 40% современных учеников восьмого класса делают систематические ошибки в таблице умножения. Делить в столбик или уметь считать степени могут считанные единицы. В погоне за количеством и качеством образования важнейшие навыки чтения, изучения, исследования, самостоятельной работы у современного школьника напрочь отсутствуют. Более того, практически ни один ученик обычной общеобразовательной школы не способен, прочитав несколько раз учебник, записать конспект, выделить основные части и сделать выводы из материала. Как, наверное, многие знают, самообразование в современном информационном обществе является важнейшим качеством успешного человека. Про мотивацию я даже не заикаюсь.

Но это всё — лирика. Наше любимое государство, пытаясь увеличить конкуретоспособность © и инновационность © образования, вводит всё больше и больше бюрократических препон, сводящих на нет все те усилия, которые прилагают отдельные учителя для повышения качества обучения. И об одной из них, которая вводится (по крайней мере, в Петербурге) с 01 января 2010 года, я бы хотел рассказать.


Прежде всего, какие основные обязанности есть у обычного учителя:
  • Составление тематического планирования
  • Составление поурочного планирования
  • График проведения контрольных работ
  • Триместровые (четвертные) отчёты
  • Общегодовые отчёты
  • Курсы повышения квалификации
  • Переаттестация
  • Отчёты по открытым урокам
  • Отчёты по успеваемости
  • Заполнение журнала
  • и т.д.
Если прикинуть в процентах, то около 20-30% рабочего времени уходит на заполнение формальных циркуляров. При условии, что зарплата (по крайней мере, в Петербурге) учителя на одной ставке (36 часов в неделю, из них 18 — уроки) составляет около 8000-9000 рублей. И это без кучи макулатуры по подготовке к ЕГЭ. И без подготовки, собственно, к урокам (презентации, тесты, доклады, медиаматериалы, видео, фото и прочее). Но нашему любимому государству становится и этого мало.

С нового 2011 года во всех школах вводится система электронных дневников. Казалось бы, замечательная идея. И предлог для её введения отличный — дескать, родители смогут оперативно следить за успеваемостью своих чад. Но, как всегда, хорошая идея в нашей российской действительности превращается в бюрократию.

Во-первых, для ведения дневника компьютер ровно один. Один компьютер, на котором установлено соответствующее ПО (до жути кривое, кстати). Таким образом, для внесения оценок ежедневно к нему будет выстраиваться очередь из желающих записать. При этом каждому ученику по отдельности нужно указать тему урока, оценку (плюс за что эта оценка), а также домашнее задание. Правда, разработчики обещают частично это автоматизировать, но тем не менее. Хотя в законах сказано достаточно ясно — оценка должна выставляться во время урока, а не после. Но кого волнуют такие мелочи.

Во-вторых, обычный бумажный журнал никто не отменяет. То есть, помимо обычной макулатуры учителям нужно будет заполнять и электронную. Учить их заполнять, организовывать всё это, разумеется, никто не собирается.

В-третьих, каждый документ, будь то тематическое или поурочное планирование, нужно внести в электронную базу. И, естественно, сдать в виде бумажки.

В-четвёртых, от силы 5-10% родителей по опыту других регионов (по некоторым данным из СПб — 15-20%) будут следить за оценками своих детей. При этом это именно те родители, которые систематически проверяют дневники, ходят на родительские собрания, в общем, интересуются успехами своего чада. Маловероятно, что родители, которым наплевать на ребёнка, будут пользоваться системой электронных дневников.

В-пятых, система не является сертифицированной. Совершенно непонятно, как охраняются и охраняются ли вообще персональные данные учащихся. С очень большой вероятностью через месяц-другой все оценки можно будет купить на Юноне (Горбушке). К чему это может привести — см. замечательный опыт США.

В-шестых, никто не против самих электронных журналов. Но зачем дублирование? Зачем готовить одни и те же формы в двух вариантах?

Ответ на вопрос, кто от этого всего пострадает, также очевиден — дети. Вместо подготовки к уроку, создания презентаций и пособий, учитель будет заниматься в рабочее время "модернизацией". Аналогично из 40-45 минут урока 10-15 будет уходить на заполнение журналов и иных форм. Вкупе с текущим уровнем образования через 5-10 лет это приведёт к ещё более худшему уровню образования.

И самое главное — подобная бюрократия поставит крест на тех специалистах, которые шли в школу ради детей. Несмотря на низкие зарплаты, несмотря на все административные и бюрократические препоны. После введения подобных электронных систем этим людям вряд ли захочется идти в школу, так как на 1 час уроков они будут тратить 3-4 часа заполнения бесполезных формуляров. За деньги, которые хороший специалист может получить за несколько дней работы вместо такого месяца. Иногда даже кажется, что современные чиновники от образования вовсю стараются не допустить специалистов к школе.

Ответственными за данную "модернизацию" являются районные и городской комитеты по образованию, где чиновники (кстати, вполне конкретные, можно даже перечислить по именам) стандартным для себя способом "набивают" рейтинг. Точно также, как и широко разрекламированная кампания с установкой СПО (до сих пор лично я так и не получил РАБОЧЕГО диска с Alt Linux'ом). Приказы идут сверху, администрация школ прогибается также, как и всегда. Даже несмотря на явное нарушение Трудового Кодекса, закона об образованию и ряд других нормативных документов. Действительно, кого волнует такая мелочь, как законы, когда речь заходит о чьём-то хлебном месте.

А самое страшное — что учителя уже привыкли к тому, что всегда "модернизация" выходит им боком. Нет, недовольных этими нововведениями — много. Особенно, на словах. Но когда доходит дело до реальных вещей (например, запрет подобного на педсовете), большая часть "несогласных" куда-то исчезает. И, увы, это подаёт не самый лучший пример детям, которые, как мне хочется верить, в будущем таки создадут нормальное гражданское общество, которое "выметет поганой метлой" таких "модернизаторов".

P.S. Статья также опубликована на Хабрахабре.