26 сент. 2010 г.

ВКонтакте и дети — новый зомбоящик

На первом уроке в восьмых классах (которые только начинают изучать информатику) я рассказываю про информационное общество. Часть урока мы разбираем те плюсы и минусы, которые "образовались" у нас в нынешней жизни. Одним из минусов мы всегда отмечаем наличие "зомбоящика", когда новости по основным телевизионным каналам достаточно для того, чтобы население поверило в ту или иную версию какого-либо события  (пример с уринотерапией Малахова работает отлично). Однако в последнее время я склоняюсь к тому, что для современных детей зомбоящиком является другое — социальная сеть ВКонтакте.

Если окунуться немного в историю, то одной из первых популярных подобных социальных сетей стал Facebook. Идея сервиса достаточно проста — пользователь регистрируется в нём, находит своих друзей, приглашает тех, кто ещё не зарегистрировался, и живёт таким образом в своём мини-мирке. Это весьма удобно, так как всегда видно, чем занимаются друзья, под боком их контакты (не нужна записная книжка), можно рассказать, чем занимаешься ты. И вот, несколько лет, в России организовали подобную сеть. Не будем останавливаться на вопросах её становления (включая полностью скопированный дизайн, за который ВКонтакте получил не один иск), но на данный момент можно с уверенностью заявить, что эта социальная сеть является наиболее известной и посещаемой в России. Изначально создаваясь для студентов элитных ВУЗов, сеть медленно скатилась по возрасту к более младшему поколению, как к наиболее активной интернет-аудитории. Редко сейчас встретишь школьника, у которого нет активного аккаунта "в контактике".

Чтобы понять, насколько актуальна эта социальная сеть для школьника, можно привести простой пример: фраза "сделайте задание, а потом сидите вконтакте" является самым сильным из всех возможных мотиваторов. Я помню то выражение лиц детей, когда из комитета по образованию пришло распоряжение закрыть доступ к сайту ВКонтакте. Был бы с собой фотоаппарат, обязательно бы сделал небольшой демотиватор.

ВКонтакте стал заменять прогулки и живое общение. Действительно, зачем куда-то там ходить, когда можно совершенно спокойно написать сообщение через контактик без настройки и/или заведения аккаунта. Казалось бы — вот оно счастье, дети научатся работать в Интернете. Но, к сожалению, это не так. Более 90% моих учеников, имея аккаунт ВКонтакте, не умеют пользоваться электронной почтой (и большая их часть даже не представляет, что это такое). Про Google, RSS, ICQ/skype говорить вообще не приходится. По сути, для огромного пласта населения Интернет стал эквивалентен ВКонтакте (а не старой доброй синей иконке Internet Explorer, как это было раньше). Ежедневно, в среднем, каждый лемминг "набивает" около 100 просмотров в этой соцсети, что ещё раз говорит о её бешеной популярности.

А сегодня я наткнулся на интересную подборку ответов учеников седьмого класса на вопрос, чем является для них ВКонтакте. Привожу некоторые "понравившиеся" мне ответы:
Контакт для меня - это общение, новые знакомства. В контакте я нашла свою сестру, которая живет очень далеко. И теперь я с ней общаюсь. Контакт - это хорошая штука.
Это всё =)
Для меня вконтакте всё -)
Контакт для меня чтобы общаться
Контакт для меня новое общение, знакомства.
И небольшая цитата автора оттуда же:
Причем, замечу, что на словах было больше фраз “Это для меня всё”, “Я не могу без него жить”. Вы ведь знаете, у нас теперь время считается по времени, в которое ты не был в контакте. Для кого-то подвиг - это 4 дня, для кого-то 1 вечер, а для героев - 7 дней.
Как живут эти дети? их общение - это общение с компьютером! они не умеют и не хотят общаться в живую. Их разговор - это чат. Они просто контактоманы. Они не ходят гулять, они круглые сутки отмечают друг друга на фотографиях. И так до 11 класса. Я знаю, потому что меня часто просят включить контакт. Без него у детей самая настоящая ломка.
В общем, комментарии излишни.




Изображение позаимствовано с сайта irisok.net.