29 авг. 2012 г.

Будни директора школы — 2

Некоторое время назад я опубликовал несколько цитат и ссылку на одно весьма понравившееся мне произведение о буднях директора школы. В увлекательной манере автор рассказывал о вымышленном (или невымышленном) директорстве в одной из школ уездного города N. Что меня поразило во всём этом рассказе — так это то, что директор реально занимался управлением школой, как научно-образовательной организацией: начиная от сугубо административных и технических дел и заканчивая наиболее важными — педагогическими. А именно: он ходил по урокам, собирал информацию о способах и методах проведения уроков, анализировал её и действительно помогал в образовательном процессе. Собственно, в чём и состоит одна из основных обязанностей директора школы — улучшать образовательный процесс.

Наблюдая за буднями обычного директора школы, я не мог никак отделаться от мысли, что образовательная составляющая директорства как-то напрочь отсутствует. Шутка ли, но ни директор, ни завуч в большинстве случаев уроки не посещают, а собирают отчёты самих учителей о проведённых ими уроках. Я уж молчу про какие-либо разумные замечания.

И вот недавно наткнулся на пост Юрия Ээльмаа с новостью о том, что один из весьма выдающихся директоров школы уволился (оригинальный пост самого директора с объяснениями). Позволю себе процитировать:
В первый же год после такого объединения лицей был подвергнут очередной плановой комплексной проверке всеми контрольными службами, какие только есть в нашем городе. По итогам проверки мы были ответчиками в двух судах (оба завершились в нашу пользу). На этом фоне были еще местные события с негативной окраской для нас.
6 месяцев из 9 в учебном году администрация лицея работала на бумаги и отчеты ежедневно то до 7 часов вечера, то до 10 часов.
Так вот, мой анализ показал, что 92% моего времени (прим. выделено мной) ушло на удовлетворение запросов чиновников и контролёров. Только оставшиеся 8% времени и сил я смог посчитать полезными для учителей, детей и родителей.
В связи с этим я посчитал просто бессмысленным и смертельно опасным для себя дальнейшее пребывание на посту директора лицея. 
Это, товарищи, не просто полярный лис, а самый откровенный ахтунг. 92% процента времени на удовлетворение никому не нужных нужд бюрократов. Офигенный модернизационный показатель, я считаю.  Мало того, что вместо стандартных нормированных 8 часов в день (с 8:30 до 17:30, если нет нулевого урока и субботы) человек работал на полтора-три с половиной часа больше, так ещё и большая часть этого времени была бессмысленна.

Чтобы было понятно, что это вообще за человек, рекомендую обратиться к его блогу. Юрий Ээльмаа в своём сообщении отмечает, что именно этот человек вошёл в десятку финалистов конкурса Директор школы. По-моему, это весьма неплохо характеризует человека, при учёте, что даже в одном Петербурге около тысячи школ, а по всей России — десятки тысяч.

Проблема современного образования — ни в детях, ни в ЕГЭ, ни в рыночной ситуации. Проблема — в бюрократии, которая мешает школам жить, которая мешает специалистам выполнять свою работу, которая вместо реальных показателей использует фиктивные оценки. Шутка ли, но минимальный балл за математику в 2012 году равен 26. Представьте себе, это даже меньше трети. То есть, даже учитывая очевидность 90% задач, встречающихся в тесте, на оценку "3" достаточно знать меньше трети. Это ли не говорит об объективном качестве образования. Даже при условии того, что надо готовиться не по всему курсу, а только по тем задачам, которые есть в ЕГЭ.

Выход из ситуации весьма прост:

  • Уволить целиком всех чиновников, начиная с уровня РОНО, занимающихся только административной работой. МинОбразование тоже касается..
  • Отменить любую отчётность со стороны школ. Данные об успеваемости заносить в электронный журнал, доступ к которому может быть организован проверяющим, которые самостоятельно просматривают и генерируют необходимые отчёты.
  • Запретить любые проверки школ без официальных жалоб со стороны учеников и/или родителей. При проведении любой проверки составлять комиссию со стороны школы, учителей, учеников, родителей и представителей общественности, в которой каждый обладает равными правами.
  • Немедленно выполнять все запросы школ, связанные с качеством образования. Не деньгами, а реальными делами. Проблемы с отоплением — в трёхдневный срок исправить. Проблемы с обсыпающейся штукатуркой — за неделю на каникулах починить. Не хватает компьютеров — организовать открытый тендер + поддержку, результаты принимает администрация школы, зам. директора по информационным технологиям, учитель информатики. Любые замечания устраются исполнителем за его счёт.
  • Обязать родителей отвечать за получение образования детьми. Обязать школы выставлять оценки согласно уровню знания (желательно, разработать ЕГЭ по всем предметам на каждый год обучения, начиная с 5-го класса и доверить этот экзамен независимым сертификационным центрам тестирования).
  • И, наконец, ввести государственную программу поощрения учителей, совмещающих преподавательскую деятельность с иной. Серьёзно стимулировать, например, руководителей организаций тратить 4-8 часов в неделю на педагогическую деятельность. Организовывать во всех школах выступления-лекции известных и популярных людей.
Жаль только жить в эту пору прекрасную, уж не придётся ни мне, ни тебе...